Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2008 по делу N А42-2356/2008 В отношении судна, не используемого на таможенной территории Российской Федерации и не имеющего статус товара, находящегося под таможенным контролем, не применяются меры таможенного регулирования, в связи с чем у таможенного органа отсутствуют основания для отказа в признании излишне уплаченными таможенных платежей и их возврате.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2008 г. по делу N А42-2356/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Г.В.Борисовой

судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульга

при ведении протокола судебного заседания: Карповой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11698/2008) ЗАО “СФЕН“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2008 г. по делу N А42-2356/2008 (судья Дмитриевская Л.Е.)

по заявлению ЗАО “СФЕН“

к Мурманской таможне

о признании недействительным отказа от 03.04.2008 г. N 07-21/5885 в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 548 603,76 рубля и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения

при участии:

от заявителя:
Исакова А.И. - доверенность от 05.05.2008 г.

от ответчика: Романова Е.Д. - доверенность от 28.12.2007 г. N 25-16/21766

установил:

ЗАО “СФЕН“ обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным отказа от 03.04.2008 г. N 07-21/5885 в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 548 603,76 рубля и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения (с учетом уточнения требований).

В подтверждение своей позиции заявитель ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.05.2007 по делу N А42-1281/2007. По мнению таможенного органа, Мурманская таможня, исходя из определенных ст. 367, 403 ТК РФ полномочий, в период действия в отношении судна режима “временный ввоз“ обязана была не допустить выпуск за пределы таможенной территории Российской Федерации судна без соответствующего таможенного оформления.

Решением суда первой инстанции ЗАО “СФЕН“ в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным отказа от 03.04.2008 г. N 07-21/5885 в части возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 548 603,76 рубля и обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения - отказано.

Не согласившись с решением суда, ЗАО “СФЕН“ направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что обществом излишне уплачены таможенные платежи при оформлении товара в режиме временный ввоз, поскольку таможенные платежи в нарушение п. 2 ст. 212 ТК РФ были исчислены за период, когда товар (судно) отсутствовал на таможенной территории Российской Федерации, что подтверждено документально.

Представитель таможенного органа в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения изложил в отзыве и просил решение
суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 03.03.2008 г. в Мурманскую таможню поступило заявление, в котором общество просило возвратить 2 602 325,92 рубля таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, считая их излишне уплаченными.

В обоснование поданного заявления общество сослалось на фактическое нахождение судна М-0256 “Иртыш“ за пределами таможенной территории Российской Федерации в периоды с 13.04.2006 г. по 29.10.2006 г. и с 06.02.2007 г. по 28.05.2007 г. При этом оно указало, что отход и приход судна в порт Мурманск в указанные периоды времени в таможенном отношении оформлялся в упрощенном порядке без подачи соответствующих грузовых таможенных деклараций.

Рассмотрев заявление общества, Мурманская таможня письмом N 07-21/5885 от 03.04.2008 г. отказала в возврате денежных средств, сославшись на положения ТК РФ, в соответствии с которыми при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенные платежи подлежат уплате за весь период временного ввоза до завершения действия режима.

ЗАО “СФЕН“ не согласилось с отказом в возврате денежных средств по тем основаниям, что таможенные платежи исчислены за период фактического нахождения судна М-0256 “Иртыш“ за пределами таможенной территории Российской Федерации в периоды с 13.04.2006 г. по 29.10.2006 г. и с 06.02.2007 г. по 28.05.2007 г., что документально подтверждено. При этом отход и приход судна в порт Мурманск в указанные
периоды времени в таможенном отношении оформлялся в упрощенном порядке без подачи соответствующих грузовых таможенных деклараций. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.

Поскольку налог на добавленную стоимость в сумме 4 665 084,12 рубля, уплаченный заявителем в связи с временным ввозом судна М-0256 “Иртыш“ на таможенную территорию Российской Федерации, Инспекцией ФНС по городу Мурманску возмещен, общество уточнило предмет требований, оспаривая отказ Мурманской таможни от 03.04.2008 г. N 07-21/5885 в части возврата 548 603,76 рубля таможенной пошлины.

Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, сослался на фактическое нахождение судна в спорный период в таможенном режиме временного ввоза, поэтому денежные средства в сумме 548 603,76 рубля, не могут быть квалифицированы как излишне уплаченные.

Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ст. 155 ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим.

Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с настоящим Кодексом.

Пунктом 3 ст. 214 ТК РФ предусмотрено, что действие таможенного режима временного ввоза может быть приостановлено по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

В силу п. 2 ст. 212 ТК РФ исчисление платежей производится за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров
на таможенной территории Российской Федерации в размере 3 процентов суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

Согласно п. 1 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Материалами дела подтверждается, что судно М-0256 “Иртыш“ под режим временного ввоза было помещено 09.12.2005 г., действие режима завершено 28.05.2007 г. в связи с подачей обществом грузовой таможенной декларации N 10207050/280507/0001601 на обратный вывоз судна в режиме реэкспорта.

За указанный период обществом уплачено 1 234 358,46 рубля таможенной пошлины, в том числе 548 603,76 рубля в связи с фактическим нахождением судна за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Вместе с тем, в материалы дела представлены достоверные документы, подтверждающие, что в период с 13.04.2006 г. по 29.10.2006 г. и с 06.02.2007 г. по 28.05.2007 г. судно М-0256 “Иртыш“ не находилось и не использовалось на таможенной территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 360 ТК РФ товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации.

Статус находящихся под таможенным контролем товары утрачивают только в случае выпуска для свободного обращения: уничтожения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с гл. 41 ТК РФ, фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Поскольку документально доказано, что в период с 13.04.2006 г.
по 29.10.2006 г. и с 06.02.2007 г. по 28.05.2007 г. судно М-0256 “Иртыш“ не находилось и не использовалось на таможенной территории Российской Федерации, не имело статус товара, находящегося под таможенным контролем, то к нему не могли применяться меры таможенного регулирования и в силу п. 2 ст. 212 ТК РФ у таможенного органа не имелось оснований для отказа в признании излишне уплаченными таможенных платежей в сумме 548 603,76 рубля и их возврате.

Довод представителя таможенного органа о том, что обществом в установленном порядке не был изменен либо закрыт режим временного ввоза, что явилось основанием для отказа в квалификации уплаченных таможенных платежей излишне уплаченными, является ошибочным.

Нарушение обществом требований таможенного законодательства при перемещении указанного транспортного средства в названные периоды могло являться основанием для привлечения заявителя к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт уплаты обществом таможенных платежей в сумме 548 603,76 рубля и отсутствие у заявителя задолженности по уплате платежей подтверждены и таможенным органом не отрицаются.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на таможенный орган.

При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что Мурманская таможня письмом N 07-21/5885 от 03.04.2008 г. неправомерно отказала ЗАО “СФЕН“ в возврате денежных средств в сумме 548 603,76 рубля, суд первой инстанции ошибочно поддержал позицию таможенного органа, решение суда подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 269, ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.10.2008 г. по делу N А42-2356/2008 отменить.

Признать недействительным отказ Мурманской таможни от 03.04.2008 г. N 07-21/5885 в части
возврата ЗАО “СФЕН“ излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 548 603,76 рубля.

Взыскать с Мурманской таможни в пользу ЗАО “СФЕН“ государственную пошлину в размере 3 000 рублей, уплаченную за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БОРИСОВА Г.В.

Судьи

ФОКИНА Е.А.

ШУЛЬГА Л.А.