Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А56-32056/2008 Непредставление допустимых доказательств, подтверждающих событие правонарушения, влечет признание незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с пассажирами при перевозке их маршрутным такси.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2008 г. по делу N А56-32056/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Т.И.Петренко, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11611/2008) ООО “ПИТЕРАВТО“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2008 по делу N А56-32056/2008 (судья Ресовская Т.М.), принятое

по иску (заявлению) ООО “ПИТЕРАВТО“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу

об оспаривании постановления

при участии:

от истца (заявителя): предст. Шуралева В.С. - доверенность N 65-05/08 от 29.05.08

от ответчика (должника):
предст. Павловский А.Ю. - доверенность N 03-16/00077 от 09.01.2008

установил:

общество с ограниченной ответственностью “ПИТЕРАВТО“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 07.08.2008 N 17/08-04 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 21 октября 2008 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: статья 12 в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ отсутствует, имеется в виду пункт 3 статьи 2.

В апелляционной жалобе ООО “ПИТЕРАВТО“ просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество заявило о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, оспариваемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 11 июля 2008 года, составленного в отсутствие законного представителя общества и с нарушением установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока; не доказана вина общества во вменяемом ему правонарушении; общество полагает, что маршрутные такси, осуществляющие перевозку по коммерческим маршрутам, являются городским транспортом общего пользования, в которых ККТ может не применяться в силу положений пункта 3 статьи 12 ФЗ N 54-ФЗ “О применении ККТ...“.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, а административным органом не допущено процессуальных нарушений в ходе производства по делу об
административном правонарушении.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 23 июня 2008 года Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу на основании поручения N 17/08-14 от 23.06.2008 проведена проверка ООО “ПИТЕРАВТО“, на предмет соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“

В ходе проверки принадлежащего обществу маршрутного такси N К-35 (гнз. АН 538 78 RUS), осуществляющего движение по маршруту: Санкт-Петербург ул. Доблести - ст. м. Ленинский пр., сотрудниками налогового органа установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и без выдачи бланков строгой отчетности: водителем Лонским Д.Э. были произведены расчеты по оплате за услуги пассажирской перевозки двух пассажиров стоимостью 44 рубля без применения контрольно-кассовой машины и без выдачи бланков строгой отчетности.

По результатам проверки составлен акт от 23.06.2008 N 016838.

11.07.2008 уполномоченным должностным лицом налогового органа составлен протокол об административном правонарушении N 17/08-14.

Постановлением инспекции от 07.08.2008 N 17/08-14 ООО “ПИТЕРАВТО“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления общества, посчитав правомерным привлечение заявителя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ. Суд также не усмотрел существенных нарушений административным органом процедуры привлечения к ответственности.

Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что решение суда подлежит отмене в силу следующего.

Статьей
14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 2 указанной статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих документов строгой отчетности.

Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а следовательно, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, однако с обязательным использованием бланков строгой отчетности (билетов). При этом, допустимость применения указанных бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров не ставится в зависимость от того, является ли транспортное средство пассажирским транспортом общего пользования.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин“, неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам
документов строгой отчетности, а в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ.

Как усматривается из материалов дела обществом при осуществлении наличных расчетов за услуги перевозки по маршруту N К-35 документы строгой отчетности (билеты) не выдавались. Данное обстоятельство подтверждается также объяснениями водителя Лонского Д.Э., данными в ходе проверки (л.д. 27), который подтвердил, что получив плату за проезд, билеты не выдал. Данный факт свидетельствует о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя об отсутствии события административного правонарушения.

Судом первой инстанции также правомерно отклонены доводы общества о существенных процессуальных нарушениях, допущенных налоговым органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 11.07.2008 составлен без участия законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола. Телеграмма о повторном вызове для составления протокола на 11.07.2008 вручена секретарю общества Сусловой 09.07.2008 (л.д. 39 - 42).

Довод Общества о нарушении налоговым органом при составлении протокола об административном правонарушении сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и не служит основанием для отмены оспариваемого постановления, если указанный протокол составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, протокол не составлялся в момент совершения правонарушения ввиду отсутствия законного представителя юридического лица. Представленный протокол об административном
правонарушении от 11.07.2008 года N 17/08-14 соответствует требованиям статьи 28.2. КоАП РФ.

Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, инспекцией не доказана законность получения доказательств, подтверждающих событие правонарушения.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Как усматривается из материалов дела и подтверждено представителем инспекции в судебном заседании, в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по перевозке, за оказание которой были получены денежные средства, но не выданы билеты, была оказана инспектором, проводившим проверку. То есть, по сути в целях выявления правонарушения инспекторами была проведена проверочная закупка.

Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий.

В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Данная правовая позиция также отражена в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от
02.09.2008 N 3125/08.

Поскольку инспекцией не представлено допустимых доказательств, подтверждающих событие правонарушения, вывод суда первой инстанции о правомерности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, является ошибочным.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным, следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 октября 2008 года по делу N А56-32056/2008 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России N 13 по Санкт-Петербургу от 07.08.2008 N 17/08-14 вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью “Питеравто“ (свидетельство о государственной регистрации от 12.02.2003 серии 78 N 003776114, юридический адрес, 192019, Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, д. 22, ИНН 7819027463), о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

ПЕТРЕНКО Т.И.

СЕМЕНОВА А.Б.