Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А42-6453/2008 Согласно статье 13 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности“ налоговые органы не вправе проводить контрольную закупку как оперативно-розыскное мероприятие. Непредставление доказательств, подтверждающих совершение правонарушения - реализацию товаров без применения контрольно-кассовой машины, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, является основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным и подлежащим отмене.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2008 г. по делу N А42-6453/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульга Л.А.
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лескова Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12129/2008) Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2008 по делу N А42-6453/2008 (судья Посыпанко Е.Н.), принятое
по заявлению ООО “Норд“
к Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Мурманской области
об оспаривании постановления N 000096 от 30.09.2008
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
общество с ограниченной ответственностью “Норд“ (далее - ООО “Норд“) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 30.09.2008 N 000096 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания 30 000 руб. штрафа за продажу товара без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Решением от 06.11.2008 суд удовлетворил заявленные Обществом требования.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Мурманской области заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Мурманской области от 06 ноября 2008 года по иску ООО “Норд“ к Межрайонной ИФНС России N 2 по Мурманской области отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами. Кроме того, Обществом не опровергнут факт неприменения контрольно-кассовой машины, а суд первой инстанции не усмотрел малозначительности в допущенном правонарушении. Однако суд первой инстанции неправомерно признал, произведенную сотрудником Инспекции покупку пива, как контрольную закупку, предусмотренную Федеральным законом Российской Федерации от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ (далее - Закон N 144-ФЗ). Податель жалобы считает, что данная покупка была произведена налоговым органом в рамках проверки применения Обществом ККТ за оказанную услугу по реализации продукции в соответствии с полномочиями налогового органа по контролю за выполнением требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон N 54-ФЗ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 20 сентября 2008 года Инспекция провела проверку соблюдения ООО “Норд“ требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт.
В ходе проверки, оформленной актом от 20.09.2008 N 002309, Инспекция установила, что при продаже сотруднику налогового органа бутылки пива “Tuborg“ по цене 35 руб. в принадлежащем ООО “Норд“ магазине, расположенном по адресу: г. Полярный, ул. Героев Тумана, д. 4, директор магазина Хромотова Т.А. не пробила чек на ККМ Samsung ER-461RK.
По факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 22.09.2008 N 000096 и принято постановление от 30.09.2008 N 000096 о привлечении ООО “Норд“ к административной ответственности в виде взыскания 30 000 руб. штрафа.
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ООО “Норд“ указал, что Обществом не опровергнут факт неприменения контрольно-кассовой машины, по существу признается, а равно суд не усматривает малозначительности в допущенном правонарушении. Вместе с тем, суд находит оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене в связи с тем, что проведение неуполномоченным лицом, либо должностным лицом Инспекции проверочной закупки не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие административного правонарушения.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Инспекцией, что в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по реализации продукции (продажа бутылки пива “Tuborg“), за оказание которой были получены денежные средства (35 руб.), но не выбит и не выдан чек, была оказана сотруднику налогового органа - Кельман А.Н. При этом из акта проверки следует, что проверку проводил сотрудник Инспекции - Долженко М.В. В материалах административного дела отсутствует ссылка на участие в проверке сотрудника налогового органа Кельман А.Н.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что сотрудниками Инспекции была произведена именно контрольная закупка, является правильным.
Между тем проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом.
Согласно статье 13 Закона N 144-ФЗ налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 3125/08.
Поскольку Инспекция не представила допустимых доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, оспариваемое постановление от 30.09.2008 N 000096 о привлечении ООО “Норд“ к административной ответственности правомерно признано незаконным и отменено.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении налоговым органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 06 ноября 2008 года по делу N А42-6453/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ШУЛЬГА Л.А.
Судьи
ЛОПАТО И.Б.
ФОКИНА Е.А.