Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2008 по делу N А42-4604/2008 Так как внесенные в нормативный правовой акт - Положение от 01.06.2004 N 258-П изменения улучшили положение лица, привлекаемого к ответственности за нарушение порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, и на сегодняшний день совершенное им правонарушение таковым не признается, резидент не подвергается административному наказанию по части 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии действующими нормами и правилами КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2008 г. по делу N А42-4604/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Т.И.Петренко, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10674/2008) ОАО “Ковдорский горно-обогатительный комбинат“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2008 по делу N А42-4604/2008 (судья Беляева Л.Е.), принятое

по иску (заявлению) ОАО “Ковдорский горно-обогатительный комбинат“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области

заинтересованное лицо: Мурманская таможня

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от истца (заявителя): предст. Ридванский Е.А. -
доверенность N 03/02/13 от 12.02.2008

от ответчика (должника): предст. Доля А.В. - доверенность N 49-01-10/3528 от 22.12.2008

от заинтересованного лица: предст. Иванов А.А. - доверенность N 25-12/15604 от 26.08.2008

установил:

открытое акционерное общество “Ковдорский горно-обогатительный комбинат“ (далее - общество, заявитель, Ковдорский ГОК) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (далее - Территориальное управление, Росфиннадзор, ответчик) от 29.07.2008 N 290-НН о назначении административного наказания по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 рублей.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования на предмет спора, к участию в деле привлечена Мурманская таможня.

Решением суда от 22.09.2008 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.

В апелляционной жалобе Ковдорский ГОК просит отменить указанное решение суда, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права, подлежащих применению, а именно: пунктов 2.1 и 2.4 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 N 258-П “О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций“ (далее - Положение). Податель жалобы считает, что факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации может подтверждаться только полной грузовой таможенной декларацией, а не временной. Такие декларации были оформлены 05.03.2008, 25.03.2008 и 31.03.2008. Справки о вывозе товаров представлены в контролирующий орган 15.03.2008, 01.04.2008 и 03.04.2008 соответственно, то есть в установленные пунктом 2.4 Положения N 258-П сроки.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указание Центрального банка РФ
от 26.09.2008 имеет N 2080-У, а не N 2008-У.

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, сослался также на зарегистрированное в Минюсте 08.10.2008 Указание ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2008-У, которым внесены изменения в пункты 2.1 и 2.4 Положения от 01.06.2004 N 258-П, которыми установлен исчерпывающий перечень подтверждающих документов, представляемых в банк ПС. Временные таможенные декларации и перевозочные документы при наличии у экспортера или импортера обязанности по декларированию перевозимых товаров к числу таких документов не отнесены.

Представители Территориального управления и Мурманской таможни доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в отзыве Управления и дополнении к нему, представленном в настоящем судебном заседании. Полагают, что Указание ЦБ РФ от 26.09.2008 N 2080-У не распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.02.2007 Общество заключило с фирмой АО “Лифоса“ (Литва) внешнеторговый экспортный контракт N 195 на поставку товара - “ковдорский апатитовый концентрат размолотый“, в связи с чем в “ИНГ БАНК (Евразия) ЗАО“ (далее - уполномоченный банк) оформлен паспорт сделки N 07020020/2495/0000/1/0.

В соответствии с указанным внешнеторговым контрактом и паспортом сделки Обществом оформлены и поданы в Мурманскую таможню временные грузовые таможенные декларации (далее - ВПД) N 10207030/271207/0000894, N 10207030/010208/0000055 и N 10207030/150208/0000092 на экспортную поставку товара - “ковдорский апатитовый концентрат размолотый“.

Согласно информации таможенного поста “Морской порт Мурманск“ (от 07.05.2008 N 05-28/771) товар, оформленный на основании вышеперечисленных ВПД, вывозился с территории Российской Федерации частями: 09.02.2008 (коносамент от 09.02.2008 том 1, л.д. 96), 21.02.2008 (коносамент от 21.02.2008, том 1, л.д. 97) и 25.02.2008 (коносамент от 25.02.2008, том
1, л.д. 98).

В соответствии с положениями статьи 138 ТК РФ таможенное оформление вывезенных товаров было завершено подачей полных грузовых таможенных деклараций (далее - ППД) N 10207030/050308/0000124 (дата выпуска 06.03.2008), N 10207030/250308/0000161 (дата выпуска 26.03.2008) и N 10207030/310308/0000177 (дата выпуска 01.04.2008).

Согласно информации, представленной уполномоченным банком, справки о подтверждающих документах были представлены 18.03.2008 (с ППД N 10207030/050308/0000124), 01.04.2008 (с ППД N 10207030/250308/0000161) и 03.04.2008 (с ППД N 10207030/310308/0000177).

Посчитав, что справку о подтверждающих документах ОАО “Ковдорский ГОК“ должно было представить в уполномоченный банк одновременно с документами, подтверждающими вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, не позднее 15.03.2008, Мурманская таможня Определением от 10.06.2008 возбудила в отношении Общества дело об административном правонарушении N 10207000-368/2008 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

10.07.2008 должностным лицом Мурманской таможни в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с вышеуказанной квалификацией, который вместе с материалами административного дела передан на рассмотрение в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области.

Рассмотрев представленные материалы и установив нарушение Обществом порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям (срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах), Управление пришло к выводу о нарушении ОАО “Ковдорский ГОК“ требований пункта 2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П и статьи 24 Федерального закона от 10.12.03 г. N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ).

Постановлением от 29.07.2008 N 290-НН по делу N 47-08/352 ОАО “Ковдорский ГОК“ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением Обществу наказания в виде административного штрафа в размере 40 000
руб.

Считая принятое Постановление незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Апелляционный суд, исследовав материалы административного дела, заслушав доводы представителей сторон, считает решение суда от 22.09.2008 подлежащим отмене в связи со следующим.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Как указано в пункте 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 названного Закона, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 23, части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также утверждаются единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, утвержден Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками
валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием ЦБ РФ N 1950-У, вступившим в силу с 27.01.2008. В качестве отчетного документа Центральным банком РФ определена справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения ЦБ РФ N 258-П, составляемая в соответствии с приложением 1 к указанному Положению.

Как указано в пункте 2.4 Положения N 258-П (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения и вынесения оспариваемого постановления) подтверждающие документы представляются резидентом вместе со справкой о подтверждающих документах в уполномоченный банк в сроки, не превышающие 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Как видно из имеющихся в материалах дела коносаментов и не оспаривается заявителем, товар был вывезен за пределы таможенной территории 09.02.2008, 21.02.2008 и 25.02.2008. Справки о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 13.03.2008, 01.04.2008 и 03.04.2008 соответственно, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П срока.

При этом указанное Положение в прежней редакции не содержало перечня подтверждающих документов, обязательных для представления в уполномоченный банк, а следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что в качестве такого документа возможно было использовать любые документы, содержащие сведения о вывозе товаров, в том числе временную таможенную декларацию либо коносамент, основаны на правильном толковании действующих в спорный период норм права.

Вместе с тем, Указанием от 26.09.2008 N 2080-У Центральный банк Российской Федерации внес изменения в Положение N 258, установив иной порядок представления справки и подтверждающих документов в уполномоченный банк
(зарегистрировано в Минюсте РФ 08.10.2008).

Как указано в новой редакции пункта 2.1 Положения в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).

Перевозочными документами может быть подтвержден вывоз товаров только в случае отсутствия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров.

Изменены также сроки представления подтверждающих документов и справок.

Согласно пункту 2.4 Положения (в новой редакции) в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров указанные в пункте 2.2 Положения справки и подтверждающие документы представляются в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа “D“).

Таким образом, Центральным банком РФ установлен обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае обязательного требования о декларировании товаров таким документом является исключительно грузовая таможенная декларация, за исключением временной декларации. Перевозочными документами в данном случае факт вывоза товаров также подтвержден быть не может при отсутствии грузовой
таможенной декларации.

Как уже было установлено и подтверждается материалами дела, полные грузовые таможенные декларации (ППД) были оформлены Обществом 05.03.2008, 25.03.2008 и 31.08.2008. Справки о подтверждающих документах представлены в уполномоченный банк 13.03.2008, 01.04.2008 и 03.04.2008. С учетом действующей на сегодняшний день редакции Положения N 258-П срок представления учетных документов Обществом не нарушен.

Так как внесенные в нормативный правовой акт (Положение N 258-П) изменения улучшили положение Общества, и на сегодняшний день совершенное им правонарушение таковым не признается, Ковдорский ГОК не может быть подвергнут административному наказанию в соответствии действующими нормами и правилами административного Кодекса.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ издание акта, отменяющего административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Так как на сегодняшний день Оспариваемое постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области еще не вступило в законную силу и не исполнено, оно подлежит отмене на основании части 1 статьи 1.7, пункта 5 части 1 статьи 24.5, пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления Росфиннадзора.

Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату подателю жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый
арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 сентября 2008 года по делу N А42-4604/2008 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области от 29.07.2008 N 290-НН, вынесенное в отношении Открытого акционерного общества “Ковдорский горно-обогатительный комбинат“ (ИНН 5104002234, юридический адрес: 184141, Мурманская область, г. Ковдор, ул. Сухачева, д. 5) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возвратить ОАО “Ковдорский горно-обогатительный комбинат“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

ПЕТРЕНКО Т.И.

СЕМЕНОВА А.Б.