Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2008 по делу N А56-20164/2008 Нарушение юридическим лицом, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, требований Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2008 г. по делу N А56-20164/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Шульга Л.А.

судей Лопато И.Б., Фокина Е.А.

при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11641/2008) ЗАО “Форум Нева“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.11.2008 по делу N А56-20164/2008 (судья Трохова М.В.), принятое

по заявлению ЗАО “Форум Нева“

к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга

об оспаривании постановления от 03.07.2008 N 003-2008/II-154-375

при участии:

от заявителя: Васильевой Н.К., дов.
от 09.12.2008

от ответчика: Даниловой Л.А., дов. от 14.01.2008 N 02-41/08-0-0

установил:

закрытое акционерное общество “Форум Нева“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет, административный орган) от 03.07.2008 г. N 003-2008/II-154-375 о назначении административного наказания.

Решением от 5 ноября 2008 года суд в удовлетворении заявления ЗАО “Форум Нева“ отказал.

ЗАО “Форум Нева“ заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20164/2008 и удовлетворить заявление Общества в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ЗАО “Форум Нева“ заявило о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

По мнению Общества, административный орган в нарушение статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применил совокупность всех вмененных Обществу деяний в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф, в то время как вменяемые Обществу правонарушения обусловлены не одним деянием, а различными, независимыми друг от друга действиями (бездействием). Общество считает, что в его действиях (бездействии) отсутствуют составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга возражал против апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из
материалов дела, Комитетом в период с 16.06.2008 г. по 30.06.2008 г. проведены плановые мероприятия по контролю исполнения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 89-ФЗ принят 24.06.1998, а не 24.06.1994.

По результатам проверки составлен акт N 003-2008/Акп-154 от 30.06.2008 г., в котором отражены нарушения Обществом положений статей 11, 14, 18, 19, 23 Федерального закона РФ от 24.06.1994 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ), статей 16, 39, 51, 73 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Закон N 7-ФЗ).

30.06.2008 г. Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга составлен протокол об административном правонарушении N 003-2008/Па-154, в котором отражено, что Обществом не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не подтверждено отнесение образующихся отходов к конкретному классу опасности, на образующиеся отходы не составлены паспорта опасного отхода, не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, отсутствует документальное подтверждение вывоза и размещения собственных отходов предприятия с площадки, расположенной по адресу: Благодатная ул., д. 67 в 2007 и 1 квартале 2008 г., не получены лимиты на размещение отходов. Кроме того, Комитет установил невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещенные отходы и несоблюдение Обществом экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений иных объектов в связи с отсутствием подготовки руководителя Общества в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

03.07.2008 г. Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и
обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга вынесено постановление N 003-2008/II-154-375 о назначении административного наказания, которым ЗАО “Форум Нева“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьями 8.1, 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На Общество наложен штраф в размере 50 000 рублей.

ЗАО “Форум Нева“ не согласилось с постановлением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу ЗАО “Форум Нева“ не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Суд первой инстанции, сделал обоснованный вывод о том, что непрохождение должностными лицами Общества соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данный вывод суда первой инстанции сторонами не оспаривается.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. “Об охране окружающей среды“, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и
иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 названного Закона, юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В статье 19 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Суд первой инстанции правильно указал, что Общество в силу статьи 1 ФЗ N 89-ФЗ является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, поскольку в результате производственной деятельности образуются отходы, что подтверждается договором с ЗАО “Заводом “Радиус“, актами вывоза ТБО, размещения ТБО за период март 2007 г. - январь 2008 г.

Ссылка Общества на Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 г. N 703 правомерно признана судом первой инстанции необоснованной. Как следует из материалов дела Обществу вменяется отсутствие проектов нормативов образования отходов и лимитов на
их размещение.

До вступления в силу Приказа Ростехнадзора от 19.10.2007 г. N 703, действовали Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.03.2002 г. N 115.

В пункте 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461 установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья, следовательно, на момент проверки Общество было обязано иметь проект нормативов образования отходов и лимитов, разработанный в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11.03.2002 г. N 115.

Материалами дела подтверждается, что Общество в 2007 году осуществляло деятельность по обращению с отходами. В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511.

Довод Общества о том, что суд первой инстанции применил указанный нормативный правовой акт, не подлежащий применению, признан апелляционной инстанцией ошибочным.

В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 г. N 763 обязательному официальному опубликованию в “Российской газете“ и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Согласно Письму Министерства юстиции Российской Федерации от 24.07.2001 г. N 07/7483-ЮД, Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511 не нуждается в государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 17 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1009 акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт.

Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 г. N 511 “Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды“ опубликован в газете “Природно-ресурсные ведомости“ N 45, которая являлась официальным изданием Министерства природных ресурсов Российской Федерации в 2001 году.

То обстоятельство, что Министерство природных ресурсов Российской Федерации утвердило Порядок опубликования и вступления в силу актов Министерства природных ресурсов Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, 12 июля 2005 г. Приказом N 189, не изменяет статус ведомственной газеты, издававшейся в 2001 г., не изменяет ее статус и изменение наименования на “Природные ведомости“.

Таким образом, утверждение Общества о невозможности подтверждения класса опасности отходов в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Минприроды от 15.06.2001 г. N 511, который не опубликован в установленном порядке, и, соответственно, невозможности провести паспортизацию опасных отходов в соответствии с Порядком организации работы по паспортизации отходов,
утвержденным Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 г. N 570, который предусматривает обязательное подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности на основании Приказа МПР N 511 от 15.06.2001 г., признано апелляционной инстанцией ошибочным.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Опасные отходы, согласно названной норме, это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Из изложенного следует вывод, что все хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности образуют отходы. С целью определения опасности для окружающей природной среды, все отходы подлежат классификации, следовательно, довод Общества об отсутствии у него опасных отходов является неосновательным.

В апелляционной жалобе Общество ссылается на противоречия в пункте 5.3 акта, а именно: выявление административным органом отходов 1 и 4 классов опасности и отнесения всего объема отходов к 4 классу, которые не были устранены ни в ходе производства по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Из текста пункта 5.3 акта усматривается, что все отходы, образованные на предприятии в 2007 г. и 1 квартале 2008 г. отнесены административным органом к 4 классу опасности, следовательно, изложенный выше довод Общества не основан на материалах дела.

Возражения Общества в отношении отходов 1 класса опасности документально не обоснованы.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность
за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Нарушение Обществом изложенных выше норм права образует вменяемое Обществу событие административного правонарушения.

При таких обстоятельствах Общество обоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению Общества, оно неправомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. указанная норма предусматривает ответственность за невнесение платы, а не за ее неполное внесение.

В соответствии со статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа.

В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия относится размещение отходов производства и потребления. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Исчисление и взимание платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“.

Сроки уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 года N 557.

17 июля 2006 года названный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции за N 8077 и опубликован в “Российской газете“ 28.07.2006 г.

Согласно Приказу N 557 от 8 июня 2006 г., отчетным периодом по уплате платы
за негативное воздействие на окружающую среду признан календарный квартал, срок уплаты определен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Как следует из материалов дела, Общество производило платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами и не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещенные отходы за 2007 г. и за 1 квартал 2008 г.

Невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещенные отходы образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылаясь на то, что ответственность за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду наступает только при условии точного определения объема негативного воздействия, которое не установлено Комитетом в рамках по делу об административном правонарушении, Общество не учло, что данная обязанность вменяется юридическому лицу, осуществляющему деятельность в области обращения с отходами, а не административному органу, осуществляющему проверку. Размер санкции статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен Кодексом и не зависит от размера невнесенной платы.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Общество не представило доказательства невозможности соблюдения законодательства об охране окружающей среды, что свидетельствует о наличии его вины в совершении административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Комитет ошибочно сослался в оспариваемом постановлении на часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку вменяемые Обществу правонарушения обусловлены не одним деянием, а различными действиями (бездействием), однако данное обстоятельство не является безусловным основанием для признания постановления о назначении административного наказания незаконным. Размер санкции, назначенный Обществу не превышает санкции статей 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не нарушает права Общества.

Суд первой инстанции всесторонне исследовал обстоятельства дела, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 ноября 2008 года по делу N А56-20164/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО “Форум Нева“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

ФОКИНА Е.А.