Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2008 N 18АП-6223/2008 по делу N А76-6658/2008 При наличии у администрации основания заключить договор аренды земельного участка, предусмотренного п. 7 ст. 30 Земельного кодекса РФ, администрация обязана лишь подготовить проект договора аренды и направить его заявителю с предложением о заключении договора, а не заключать договор.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2008 г. N 18АП-6223/2008

Дело N А76-6658/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 г.

Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2008 г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Баканова В.В. и Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества “КСК “Реал“ на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.07.2008 по делу N А76-6658/2008 (судья Щукина Г.С.), при участии: от закрытого акционерного общества “КСК “Реал“ - Коликова С.П. (доверенность N 01-юр от 18.01.2008), от Администрации г. Магнитогорска - Сорокиной Т.В. (доверенность N
ОДП 54/3388 от 28.11.2007),

установил:

закрытое акционерное общество “КСК “Реал“ (далее - заявитель, ЗАО “КСК “Реал“, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации г. Магнитогорска Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) с заявлением

- о признании недействительным п. 4 распоряжения Главы г. Магнитогорска Челябинской области “Об утверждении акта выбора земельного участка N АВ-0275-2005 и предварительном согласовании места размещения жилой застройки усадебного типа западнее коллективных садов “Дружба“ в Правобережном районе г. Магнитогорска закрытому акционерному обществу “КСК “Реал“ от 10.06.2005 N 2804-Р;

- о признании недействительным Постановления Главы г. Магнитогорска Челябинской области “О признании утратившим силу распоряжения Главы города от 10.06.2005 N 2804-Р“ от 11.09.2007 г. N 6066-П

- о признании незаконным отказа Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от предоставления в аренду земельного участка общей площадью 288598,72 кв. м, расположенного западнее коллективных садов “Дружба“ в Правобережном районе г. Магнитогорска, с кадастровым номером 74:33:02 08 001:0778;

- об обязании Администрацию г. Магнитогорска Челябинской области заключить договор аренды земельного участка общей площадью 288598,72 кв. м расположенного западнее коллективных садов “Дружба“ в Правобережном районе г. Магнитогорска, кадастровый N 74:33602 08 001:0778 (с учетом уточненных исковых требований).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.07.2008 в удовлетворении требований ЗАО “КСК “Реал“ отказано в полном объеме.

Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем пропущен установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок обжалования оспариваемого распоряжения Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р, так как о нарушении своих прав данным распоряжением заявитель узнал в момент его издания. Суд первой инстанции отметил также,
что распоряжение Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р отменено не только по истечении срока его действия, но также по причине невыполнения ЗАО “КСК “Реал“ возложенных на него данным распоряжением и актом выбора земельного участка N АВ-0275-2005 обязанностей. Кроме того, по мнению суда первой инстанции, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не доказал, каким образом оспариваемые акты органов местного самоуправления ущемляют его права в экономической деятельности.

В апелляционной жалобе ЗАО “КСК “Реал“ просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации (п. 8 ст. 31) не предоставляют органу местного самоуправления права изменять трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка. ЗАО “КСК “Реал“ обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства до истечения установленного ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетнего срока. По мнению подателя апелляционной жалобы, обязанность органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта не ставится в зависимость от выполнения заявителем каких-либо условий. Вывод суда первой инстанции об отсутствии согласованной проектной документации не соответствует фактическим материалам дела.

Администрация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором согласилась с указанными в ней доводами, указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а именно: п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании согласился
с доводами апелляционной жалобы.

Законность судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ЗАО “КСК “Реал“ зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Орджоникидзевскому району г. Магнитогорска 21.10.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047420507309, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 74 N 001610868 (л.д. 12).

Распоряжением Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р заявителю утвержден акт выбора земельного участка (л.д. 8) N АВ-0275-2005 и предварительно согласовано место размещения жилой застройки усадебного типа, западнее коллективных садов “Дружба“ в Правобережном районе г. Магнитогорска. Пунктом 4 указанного распоряжения установлен срок его действия - 11 месяцев (л.д. 7).

Распоряжением Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р на заявителя возложена обязанность в течение 11 месяцев разработать проект жилой застройки усадебного типа в соответствии с условиями акта выбора земельного участка, согласовать его и утвердить в установленном порядке.

Постановлением Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 11.09.2007 N 6066-п в связи с невыполнением заявителем указанных выше обязанностей распоряжение Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р отменено (л.д. 8).

14.05.2008 ЗАО “КСК “Реал“ обращается в Администрацию с заявлением (вх. N ОДП 59/1066) о предоставлении в аренду на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу - западнее коллективных садов “Дружба“ для строительства поселка усадебного типа и продлении действия акта выбора земельного участка сроком на три года (л.д. 59).

21.05.2008 письмом N ОДП 54/1619 ответчик отказал заявителю в предоставлении в аренду вышеназванного земельного участка в связи с отсутствием согласованной проектной документации и отменой акта выбора
земельного участка N АВ-0275-2005 (л.д. 60).

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело в порядке ст.ст. 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение заявителя и ответчика, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель вправе обратиться в арбитражный суд с указанными требованиями, если полагает, что при издании оспариваемого решения были нарушены требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо незаконно возложены на него какие-либо обязанности, созданы иные препятствия при осуществлении им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания незаконными действий государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого действия (бездействия) закону и нарушения данным действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: с предварительным согласованием мест размещения объектов и без предварительного согласования мест размещения объектов на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции и в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации).

В п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату вынесения
оспариваемого распоряжения от 10.06.2005) предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации); 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка (ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации); 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 32, п. 8, 9 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.

Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (в редакции ст. 26 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“) до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее
чем за три года до предоставления земельного участка. В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.

Из указанных положений следует, что земельное законодательство не содержит запрета на принятие уполномоченным органом после 01.03.2007 решения о предоставлении земельных участков для жилищного строительства без проведения торгов при наличии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка; напротив, законом предусмотрен порядок предоставления земельных участков без проведения аукциона в отношении тех земель, процедура предоставления которых для целей строительства начата до указанной даты.

Вместе с тем при возникновении спора вопрос о способе предоставления земельных участков, процесс оформления которых начался до 1 октября 2005 года и по которым до этой даты не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом имеющих значение для разрешения данного спора обстоятельств дела.

По смыслу приведенных выше норм земельного законодательства, правоотношения по предоставлению земли для целей строительства возникают на основании сложного юридического состава, включающего выбор земельного участка, предварительное согласование размещения на нем объекта, принятие решения о предоставлении земельного участка и заключение договора аренды.

Как следует из материалов дела, принятием распоряжения от 10.06.2005 N 2804-Р об утверждении проекта границ и акта выбора участка, предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке,
по существу, подтверждено завершение первой стадии процедуры предоставления земельного участка под строительство, поскольку этот ненормативный акт закрепляет обязанность оформления правового режима использования земельного участка в соответствии с положениями действующего Земельного кодекса Российской Федерации.

В дальнейшем обществом в установленном порядке выполнены все мероприятия, предусмотренные ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе, произведены работы по формированию земельного участка и его кадастровому учету, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 10.11.2005, т.е. завершены все остальные процедуры, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка.

Это свидетельствует о завершении процесса накопления юридических фактов, направленных на формирование земельных правоотношений, которые между сторонами возникли до вступления в действие статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу чего ее положения не подлежат применению при предоставлении земельного участка под строительство.

Кроме того, с заявлением о предоставлении земельного участка общество обратилось в Администрацию 14.05.2008, т.е. не позже установленного трехлетнего срока с момента предварительного согласования, в связи с чем право заявителя на истребуемый земельный участок подлежит реализации в ранее действующем порядке, то есть без проведения торгов.

Судом апелляционной инстанции принимается довод подателя апелляционной жалобы о том, что норма, установленная п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет, является императивной. В связи с чем орган местного самоуправления не может по своей инициативе изменить предусмотренный трехлетний срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

По указанным причинам апелляционная инстанция считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что установленный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок
обжалования распоряжения Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р истек, поскольку срок его действия пунктом 4 распоряжения определен 11 месяцев и истек 10.05.2006.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у администрации возникла обязанность по предоставлению земельного участка под строительство.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

При этом нормы указанной выше статьи Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают при принятии решения о предоставлении земельного участка на праве аренды для строительства истребования у заявителя каких-либо иных дополнительных документов.

Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение Главы г. Магнитогорска Челябинской области от 10.06.2005 N 2804-Р правомерно отменено по причине невыполнения заявителем возложенных на него данным распоряжением и актом выбора земельного участка N АВ-0275-2005 обязанностей (отсутствие согласованной проектной документации), не основанным на законе.

Таким образом, по состоянию на 14.05.2008 ЗАО “КСК “Реал“ формально выполнены все предусмотренные земельным законодательством обязательные условия, в связи с чем его право на предоставление спорного земельного участка основано на нормах действующего законодательства на момент возникновения этих правоотношений.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции отмечает, что при наличии у администрации основания заключить договор аренды земельного участка, предусмотренного п. 7 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация обязана лишь подготовить проект договора аренды и направить его
заявителю с предложением о заключении, а не заключить договор.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оснований для возложения на администрацию обязанности заключить договор аренды земельного участка с ООО “КСК “Реал“ не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении данного требования.

Поскольку судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, решение суда подлежит отмене на основании ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу надлежит принять новый судебный акт о частичном удовлетворении заявленных требований.

Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В силу требований статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Администрации г. Магнитогорска в пользу ЗАО “КСК “РЕАЛ“ подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в размере 6000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.07.2008 по делу N А76-6658/2008 отменить.

Признать недействительным пункт 4 Распоряжения Главы г. Магнитогорска от 10.06.2005 N 2804-р “Об утверждении акта выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения застройки“.

Признать недействительным Постановление Главы г. Магнитогорска от 11.09.2007 N 6066-п “О признании утратившим силу распоряжения Главы города от 10.06.2005 N 2804-р“.

Признать незаконным отказ Администрации г. Магнитогорска в предоставлении в аренду ЗАО “КСК “Реал“ земельного участка с кадастровым номером 74:33:02 08 001:0778 площадью 288598,72 кв. м находящегося западнее коллективных садов “Дружба“, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Магнитогорск Правобережный район, как несоответствующий земельному законодательству.

Возложить на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения прав ЗАО “КСК “Реал“ путем принятия решения в предоставлении в аренду названного земельного участка.

В удовлетворении требований о возложении обязанностей на Администрацию г. Магнитогорска заключить договор аренды названного земельного участка, отказать.

Взыскать с Администрации г. Магнитогорска в пользу ЗАО “КСК “Реал“ госпошлину по заявлению в размере 6000 рублей и по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

Л.П.ЕРМОЛАЕВА

Судьи:

В.В.БАКАНОВ

Е.В.БОЯРШИНОВА