Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2008 по делу N А56-21535/2008 Недостатки в оформлении протокола об административном правонарушении, а именно неуказание времени и места совершения правонарушения, неполное изложение обстоятельств правонарушения, не могут быть признаны очевидными недостатками протокола и наличие этих недостатков подлежит выяснению в ходе судебного разбирательства, так как не относятся к тем, с наличием которых связывается обязанность суда возвратить заявление с целью исправления этих недостатков.
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУДПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2008 г. по делу N А56-21535/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9154/2008) Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 22.07.2008 по делу N А56-21535/2008 (судья Пилипенко Т.А.), принятое
по заявлению Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора (Северо-Западное межрегиональное УГАДН)
к ООО “ПИТЕРАВТО“
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: не явились, извещены
от ответчика: не явились, извещены
установил:
Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (далее - Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Питеравто“ (далее - общество, ответчик) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Определением от 22.07.2008 суд заявление комитета возвратил, указав на то, что в протоколе об административном правонарушении от 20.06.2008 АДН-N 5674 не соблюдены требования п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ: не указано время и место совершения административного правонарушения, обстоятельства административного правонарушения изложены неполно. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что в данном случае имело место неправильное составление протокола, а также неполнота представленных сведений, что является основанием для возвращения заявления уполномоченному органу применительно к статье 29.4 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Управление просит определение суда от 22.07.2008 отменить, ссылаясь то, что нарушение являлось длящимся и поэтому датой совершения правонарушения является дата его обнаружения, что зафиксировано протоколом АДН N 4674 от 20.06.2008. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 205 АПК РФ суд мог истребовать дополнительные доказательства по своей инициативе не возвращая материал об административном правонарушении в орган составивший протокол.
По мнению подателя жалобы, им не было допущено нарушений положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола. В этой связи, как полагает комитет, у суда не имелось оснований для возвращения заявления.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает жалобу комитета подлежащей удовлетворению, а определение суда - отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 204 АПК РФ к заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Особенностью рассмотрения арбитражным судом дел о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по заявлению уполномоченного органа является то, что подготовка дела к судебному разбирательству регулируется как нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В частности, при проверке протокола об административном правонарушении, который является процессуальной основой всего дела и служит необходимым доказательством по делу о привлечении к административной ответственности, судья в случае обнаружения недостатков возвращает протокол и другие материалы уполномоченному органу или должностному лицу, составившим их, для доработки (статья 29.4 КоАП РФ). Эта мера применима в случаях: составления протокола не уполномоченным на то лицом; неправильного оформления протокола и других материалов дела; неполноты представленных материалов, которая не может быть устранена в результате рассмотрения дела.
Как и любое другое доказательство, протокол должен соответствовать реальным фактам, объективно отражать их, а также содержать необходимые реквизиты и сведения, перечень которых установлен статьей 28.2 КоАП РФ. Положения приведенной нормы, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют гарантии защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае несоответствия протокола данным требованиям административное законодательство предусматривает возможность возвращения судом протокола и других материалов проверки органу, направившему материалы дела в суд. После устранения указанных недостатков, внесения необходимых изменений и дополнений протокол об административном правонарушении и другие материалы дела возвращаются судье (часть 3 статьи 28.8, пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).
В то же время в ряде случаев недостатки протокола (например, несоответствие изложенных в нем фактов действительности, некомпетентность должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и т.п.) не являются очевидными, а могут быть выявлены только в процессе судебного разбирательства дела. Такой протокол не может быть возвращен составившему его лицу в связи с отсутствием оснований.
Как усматривается из материалов дела, приложенный Управлением к заявлению протокол об административном правонарушении от 20.06.2008 АДН-N 5674 оформлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указано о систематических нарушениях в ООО “Питеравто“ установленных требований и указаны номера транспортных средств, указать точные даты и время когда осуществлялась их эксплуатация без прохождения ГТО (т.е. когда совершалось административное правонарушение) в протоколе не получилось по техническим причинам, в протоколе указаны обстоятельства правонарушения допуск к эксплуатации на маршрутах автобусов не прошедших государственный технический осмотр, к протоколу приложены путевые листы с датами выпуска транспортных средств на линию, копии постановлений ГИБДД о выявленных нарушениях, все это указано в акте проверки N 865 от 20.06.2008. Таким образом, неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела - отсутствует.
Выявленное нарушение являлось длящимся, т.к. ООО “Питеравто“ длительное время нарушало одно обязательное требование к владельцам транспортных средств - запрет эксплуатации транспортных средств не прошедших ГТО и поэтому датой совершения правонарушения является дата его обнаружения, что зафиксировано протоколом АДН N 4674 от 20.06.2008
В данном случае, неуказание времени и места совершения административного правонарушения не могут быть признаны очевидными недостатками протокола и подлежат выяснению в ходе судебного разбирательства, так как вне рамок процедур судебного контроля без исследования всех фактических обстоятельств дела не могут быть установлены судом на стадии решения вопроса о принятии заявления к производству. Приведенные в обжалуемом определении основания, которые, по мнению суда, являются недостатками в оформлении протокола, не могут быть расценены в качестве таковых, поскольку не относятся к тем, с наличием которых законодательство об административных правонарушениях связывает обязанность суда возвратить заявление с целью исправления этих недостатков.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для возвращения заявления его подателю.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает определение суда подлежащим отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2008 по делу N А56-21535/2008 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
БУДЫЛЕВА М.В.
Судьи
ЗАГАРАЕВА Л.П.
СЕМИГЛАЗОВ В.А.