Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 по делу N А56-18567/2008 Непредставление бесспорных доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами лишенных экономического содержания согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для незаконного возмещения НДС из бюджета, является основанием для вынесения судом решения об обязании налогового органа возместить налогоплательщику НДС путем возврата на расчетный счет.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2008 г. по делу N А56-18567/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Савицкой И.Г.

судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-8612/2008, 13АП-9787/2008) ООО “Интер-Лайн“ и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2008 г. по делу N А56-18567/2008 (судья Захаров В.В.), принятое

по заявлению ООО “Интер-Лайн“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу

о признании недействительными ненормативных актов
и обязании возместить НДС

при участии:

от заявителя: Н.П.Николаева - доверенность от 20.06.2008 г.

от ответчика: Э.В.Зеленев - доверенность б/н от 14.03.2008 г., Л.А.Крылова - доверенность от 30.07.2008 г. N 15/13991

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Интер-Лайн“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит признать недействительными вынесенные Межрайонной ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) ненормативные акты: решение от 09.11.2007 N 20/65 в полном объеме; решение от 11.12.2007 N 20/83/130 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 42457 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 212287 руб., уплатить штрафы, уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 11471973 руб.; решение от 16.01.2008 N 20/2/26 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 19889 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 99445 руб., уплатить штрафы, уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 15968085 руб.; решение от 03.03.2008 N 20/38/374 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 17228 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 86141 руб., уплатить штрафы, уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 12188923 руб.; решение от 24.04.2008 N 20/72/38 в части привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 975 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в сумме 4875 руб., уплатить штрафы, уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 9135536
руб.; решение от 08.05.2008 N 20/92 в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 11882288 руб.; решение от 08.05.2008 N 20/93 в части уменьшения предъявленного к возмещению НДС в сумме 2750595 руб.; требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 27.11.2007 N 1234, от 21.01.2008 N 115, от 13.02.2008 N 368, от 24.03.2008 N 680, от 19.05.2008 N 1266; решения от 24.01.2008 N 105, от 04.02.2008 N 238, от 27.02.2008 N 645, от 18.04.2008 N 1385, от 04.02.2008 N 852, N 853, от 27.02.2008 N 946, N 947, от 18.04.2008 N 1163, N 1164, а также обязать Межрайонную ИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу возместить ООО “Интер-Лайн“ путем возврата из федерального бюджета налог на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке за май - ноябрь 2007 года в общей сумме 64960625 руб.

Решением от 08.08.2008 суд заявленные требования удовлетворил в полном объеме.

Решение суда обжаловано в апелляционном порядке обществом и инспекцией.

В апелляционной жалобе общество просит изменить решение суда от 08.08.2008 в части распределения судебных расходов и взыскать с инспекции в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 144000 руб. В остальной части общество просит оставить решение без изменения.

В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда от 08.08.2008 отменить, полагая, что судом нарушены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, налоговым органом доказана фиктивность передвижения товара между участниками хозяйственных операций, сделки, указанные в документах, совершены лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия. Инспекция полагает, что суд первой инстанции, отклоняя доводы налогового органа о направленности финансово-хозяйственной
деятельности заявителя на получение необоснованной налоговой выгоды и признавая право последнего на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета, не дал надлежащей оценки приведенным инспекцией обстоятельствам в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.

В судебном заседании обществом заявлено ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и о прекращении производства по ней. Инспекция против удовлетворения ходатайства общества не возражает. Учитывая, что отказ общества от апелляционной жалобы не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, отказ от апелляционной жалобы принимается судом, производство по апелляционной жалобе общества в соответствии с частью 1 статьи 265 АПК РФ подлежит прекращению.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, ООО “Интер-Лайн“ в спорных налоговых периодах ввозило на территорию Российской Федерации товар различного ассортимента, поступивший от иностранных партнеров фирмы “Packdale Group LLC“, фирмы “CALDER ASSETS LIMITED“. Весь поступивший товар передавался на реализацию комиссионеру ООО “Альфа-Коммерц“ по договору комиссии N КТ-1 от 20.04.2007.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления подтверждается грузовыми таможенными декларациями (далее - ГТД) с соответствующими отметками таможенных органов. При ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации ООО “Интер-Лайн“ произвело уплату налога на добавленную стоимость в составе таможенных платежей в мае 2007 года в размере 2854551 руб., в июне 2007 года в размере 16366564 руб., в июле 2007 года в размере 24922680 руб., в августе 2007
года в размере 18864127 руб., в сентябре 2007 года в размере 15106928 руб., в октябре 2007 года в размере 17678998 руб., в ноябре 2007 года в размере 3894432 руб., что подтверждается выписками банка и платежными поручениями с отметками таможни о списании таможенных платежей, чеками об уплате таможенных платежей, ГТД, книгами покупок.

При приобретении услуг на территории Российской Федерации налогоплательщику предъявлен поставщиками услуг налог на добавленную стоимость в мае 2007 года в размере 3702 руб., в июне 2007 года в размере 14335 руб., в июле 2007 года в размере 36483 руб., в августе 2007 года в размере 16973 руб., в сентябре 2007 года в размере 19720 руб., в октябре 2007 года в размере 202963 руб., в ноябре 2007 года в размере 36624 руб., что подтверждается счетами-фактурами.

В подтверждение реализации товаров через комиссионера представлены товарные накладные о передаче товаров на реализацию комиссионеру, отчеты комиссионера, справки о продаже товаров, принятых на комиссию, товарные накладные о передаче товаров покупателю и выставленные ему счета-фактуры.

На основании отчетов комиссионера о продаже товаров в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком отражена реализация товаров и исчислен налог с реализации в мае 2007 года в размере 1295028 руб., в июне 2007 года в размере 3851300 руб., в июле 2007 года в размере 6779791 руб., в августе 2007 года в размере 5224220 руб., в сентябре 2007 года в размере 4780457 руб., в октябре 2007 года в размере 4236254 руб., в ноябре 2007 года в размере 944395 руб.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
за май 2007 года инспекцией вынесено решение от 09.11.2007 N 20/65 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- привлечь ООО “Интер-Лайн“ к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 2445 руб.;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 1563225 руб.;

- предложить ООО “Интер-Лайн“ уплатить недоимку по НДС в сумме 12226 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;

- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании решения от 09.11.2007 N 20/65 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 1234 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 27.11.2007, в связи с неисполнением которого вынесено решение от 24.01.2008 N 105 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за июнь 2007 года инспекцией вынесено решение от 11.12.2007 N 20/83/130 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- привлечь ООО “Интер-Лайн“ к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 42457 руб.;

- предложить ООО “Интер-Лайн“ уплатить недоимку по НДС в сумме 212287 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 12529599 руб.;

- внести
необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании решения от 11.12.2007 N 20/83/130 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 115 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 21.01.2008, в связи с неисполнением которого 04.02.2008 вынесены решения N 238 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, N 852, N 853 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за июль 2007 года инспекцией вынесено решение от 16.01.2008 N 20/2/26 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- привлечь ООО “Интер-Лайн“ к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 19889 руб.;

- предложить ООО “Интер-Лайн“ уплатить недоимку по НДС в сумме 99445 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 18179372 руб.;

- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании решения от 16.01.2008 N 20/2/26 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 368 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 13.02.2008, в связи с неисполнением которого 27.02.2008 вынесены решения N 645 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в
банках, N 946, N 947 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за август 2007 года инспекцией вынесено решение от 03.03.2008 N 20/38/374 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- привлечь ООО “Интер-Лайн“ к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 17228 руб.;

- предложить ООО “Интер-Лайн“ уплатить недоимку по НДС в сумме 86141 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 13656880 руб.;

- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании решения от 03.03.2008 N 20/38/374 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 680 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 24.03.2008, в связи с неисполнением которого 18.04.2008 вынесены решения N 1385 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, N 1163, N 1164 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2007 года инспекцией вынесено решение от 24.04.2008 N 20/72/38 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- привлечь ООО “Интер-Лайн“ к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи
122 НК РФ в виде штрафа в сумме 975 руб.;

- предложить ООО “Интер-Лайн“ уплатить недоимку по НДС в сумме 4875 руб., уплатить штрафы, указанные в пункте 1 решения;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 10346191 руб.;

- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

На основании решения от 24.04.2008 N 20/72/38 инспекцией выставлено в адрес налогоплательщика требование N 1266 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 19.05.2008.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года инспекцией вынесено решение от 08.05.2008 N 20/92 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказать в привлечении к ответственности ООО “Интер-Лайн“ за совершение налогового правонарушения;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 13645707 руб.;

- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

По результатам камеральной налоговой проверки представленной ООО “Интер-Лайн“ налоговой декларации на налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года инспекцией вынесено решение от 08.05.2008 N 20/93 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налоговый орган решил:

- на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказать в привлечении к ответственности ООО “Интер-Лайн“ за совершение налогового правонарушения;

- уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 2986661 руб.;

- внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Не согласившись с законностью решений и требований налогового органа в
части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, уплаты налога, сбора, пени, штрафа согласно выставленным требованиям, взыскания начисленных сумм налога, пени, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, приостановления операций по счетам в банках, отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, признав лишь доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 1057625,65 руб. за июнь 2007 года, в сумме 2211286,59 руб. за июль 2007 года, в сумме 1467956,74 руб. за август 2007 года, в сумме 1210655,31 руб. за сентябрь 2007 года, в сумме 1763419,41 руб. за октябрь 2007 года, в сумме 236066,02 руб. за ноябрь 2007 года и отказ в возмещении налога в указанных суммах, ООО “Интер-Лайн“ обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества признаков недобросовестности и несоответствии ненормативных актов налогового органа в оспариваемой части положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает данные выводы суда правильными, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, на основании следующего.

В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (включая передачу права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе), передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Суд правомерно указал, что положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, возникла у заявителя в связи с тем, что не все импортированные товары, приобретенные ООО “Интер-Лайн“ в целях перепродажи, были реализованы на внутреннем рынке в течение спорных налоговых периодов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ операции по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления, в отношении товаров, приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия указанных товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 1 статьи 173 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ.

Таким образом, в силу указанных положений НК РФ условием предъявления налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость является предъявление ему налога поставщиками при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактическая уплата налога налогоплательщиком таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления в целях их перепродажи, осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, принятие этих товаров (работ, услуг) к учету и наличие соответствующих подтверждающих документов и счетов-фактур, выставленных продавцами. Основанием возмещения налога является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

ООО “Интер-Лайн“ в спорных налоговых периодах по контрактам с иностранными поставщиками приобретены товары в целях последующей перепродажи.

Фактическая уплата ООО “Интер-Лайн“ сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации подтверждается грузовыми таможенными декларациями, выписками банка и платежными поручениями с отметками таможни о списании таможенных платежей, чеками об уплате таможенных платежей, копии в материалы дела представлены.

Принятие ООО “Интер-Лайн“ на учет приобретенных товаров и услуг подтверждается грузовыми таможенными декларациями, журналами-ордерами и карточками счетов бухгалтерского учета, книгами покупок, копии которых представлены в материалы дела.

Товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, переданы на реализацию комиссионеру ООО “Альфа-Коммерц“ по договору комиссии N КТ-1 от 20.04.2007.

Статьей 996 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. По исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (статья 999 ГК РФ).

Операции, признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, определены статьей 146 НК РФ. К числу таких операций относится реализация товаров на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 этой статьи, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В пункте 1 статьи 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Следовательно, передача заявителем товаров комиссионеру не может быть признана реализацией по смыслу положений пункта 1 статьи 39 НК РФ и, соответственно, не является объектом обложения налога на добавленную стоимость.

Из характера операции по реализации товара через комиссионера следует, что налог на добавленную стоимость начисляется комитентом не в момент передачи товаров комиссионеру, а в момент отгрузки товаров комиссионером покупателю, о чем комиссионер обязан известить комитента.

Данный вывод корреспондируется с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации о порядке налогового учета доходов в случае реализации товаров через комиссионера. Так, в статье 316 Кодекса предусмотрено, что в случае, если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав). При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ на основании отчетов комиссионера и представленных с ними первичных документов в представленных ООО “Интер-Лайн“ декларациях по НДС за спорные налоговые периоды отражена реализация товаров в размере, соответствующем стоимости товаров, реализованных через комиссионера покупателям, и начислен с данных сумм НДС.

Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, согласно представленных деклараций составила: за май 2007 года 1563225 руб., за июнь 2007 года 12529599 руб., за июль 2007 года 18179372 руб., за август 2007 года 13656880 руб., за сентябрь 2007 года 10346191 руб., за октябрь 2007 года 13645707 руб., за ноябрь 2007 года 2986661 руб.

Материалами дела подтверждается соблюдение налогоплательщиком порядка и условий, предусмотренных главой 21 НК РФ в качестве необходимых и достаточных для подтверждения права на налоговые вычеты и для возмещения налога путем возврата из бюджета. Также материалами дела подтверждена правильность исчисления заявителем налоговой базы по налогу на добавленную стоимость с реализации за май 2007 года. По остальным спорным налоговым периодам судом первой инстанции установлено: за июнь 2007 года занижение заявителем налоговой базы по НДС в сумме 5875697,93 руб. и НДС с реализации товаров в сумме 1057625,65 руб., за июль 2007 года занижение налоговой базы по НДС в сумме 12284924,93 руб. и НДС с реализации товаров в сумме 2211286,59 руб., за август 2007 года занижение налоговой базы по НДС в сумме 8155315,13 руб. и НДС с реализации товаров в сумме 1467956,74 руб., за сентябрь 2007 года занижение налоговой базы по НДС в сумме 6725862,76 руб. и НДС с реализации товаров в сумме 1210655,31 руб., за октябрь 2007 года занижение налоговой базы по НДС в сумме 9796774,48 руб. и НДС с реализации товаров в сумме 1763419,41 руб., за ноябрь 2007 года занижение налоговой базы по НДС в сумме 1311477,90 руб. и НДС с реализации товаров в сумме 236066,02 руб., что не оспаривается ООО “Интер-Лайн“ и подтверждено актами сверки расчетов, подписанными сторонами при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Доводы вынесенных налоговым органом решений о мнимости и притворности совершенных заявителем сделок и о сокрытии фактической реализации заявителем всех импортированных товаров материалами дела не подтверждены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 170 ГК РФ мнимой является сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия.

Фактов приобретения конкретными покупателями товаров непосредственно у заявителя, что могло бы свидетельствовать о мнимости совершенной между ООО “Интер-Лайн“ и ООО “Альфа-Коммерц“ сделки, мероприятиями налогового контроля не выявлено.

Указывая о разгрузке (доставке) импортированных ООО “Интер-Лайн“ товаров по конкретным адресам, указанным в CMR, инспекция не представила документов, полученных от организаций по месту разгрузки (доставки) товаров и свидетельствующих о приобретении такими организациями товаров непосредственно у заявителя.

В том числе об этом не свидетельствуют представленные инспекцией в материалы дела документы о движении на внутреннем рынке части импортированных заявителем товаров и установление в ходе мероприятий налогового контроля фактов приобретения конечными покупателями части импортированных заявителем товаров, реализация которых не отражена обществом в налоговом и бухгалтерском учете вследствие несвоевременного представления комиссионером отчетов об их реализации. Наличия у конечных покупателей товаров и их поставщиков хозяйственных отношений с заявителем мероприятиями налогового контроля не выявлено.

Таким образом, данные доводы и документы не подтверждают вывода инспекции о мнимости заключенного между заявителем и ООО “Альфа-Коммерц“ договора комиссии N КТ-1 от 20.04.2007.

Не представлено в материалы дела и документов, свидетельствующих о том, что импортированные ООО “Интер-Лайн“ товары приобретены у последнего непосредственно комиссионером ООО “Альфа-Коммерц“. Напротив, документы, оформленные сторонами - договор комиссии, товарные накладные о передаче товаров на реализацию, отчеты комиссионера, свидетельствуют о возникновении между заявителем и ООО “Альфа-Коммерц“ отношений по договору комиссии, а не по договору купли-продажи или поставки, и подтверждают реальное исполнение сторонами своих обязательств, что исключает возможность квалифицировать договор комиссии в качестве притворной сделки, совершенной с целью прикрыть другую сделку.

Претензии налоговых органов к деятельности субкомиссионера ООО “Вариус“ и покупателя ООО “Бриз“ сами по себе также не являются доказательством доводов инспекции о мнимости или притворности сделки, заключенной заявителем с комиссионером ООО “Альфа-Коммерц“.

Указанные организации не находятся с ООО “Интер-Лайн“ в гражданско-правовых отношениях, являются самостоятельными юридическими лицами, за деятельность которых общество не может и не должно нести ответственности. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О установлено, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Поступление на расчетный счет комиссионера ООО “Альфа-Коммерц“ денежных средств за товары от третьих лиц также не свидетельствует о мнимости либо притворности совершенной ООО “Интер-Лайн“ с комиссионером сделки, о недостоверности представленных заявителем документов о совершенных хозяйственных операциях или о сокрытии обществом фактической реализации товаров.

Осуществление платежей в адрес ООО “Альфа-Коммерц“ третьими лицами за приобретенные покупателем товары допускается статьей 313 ГК РФ и не противоречит законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Документов от организаций, перечислявших денежные средства на расчетный счет ООО “Альфа-Коммерц“, из которых можно было бы сделать вывод о приобретении данными организациями товаров, не отраженных как реализованные в представленных комиссионером отчетах, инспекцией в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что инспекцией не представлено доказательств, опровергающих достоверность представленных заявителем документов о передаче товаров на реализацию комиссионеру.

Выводы налогового органа о реализации товаров в полном объеме основаны на предположениях и не подтверждены документально, что исключает возможность использования этих выводов в качестве основания доначисления заявителю налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и налога с реализации.

Также не принимаются судом доводы налогового органа о недобросовестности ООО “Интер-Лайн“ как налогоплательщика.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на то, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Вследствие этого правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики“ как возлагающее на налогоплательщика дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, что предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном НК РФ.

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 также указал, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплат“льщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности - достоверны.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.

Обязанность по доказыванию предполагает представление налоговым органом доказательств, бесспорно подтверждающих, что действия налогоплательщика не имели экономического основания, а главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, вследствие чего действия налогоплательщика должны рассматриваться недобросовестными.

Налоговый орган не представил таких доказательств, поскольку, как установлено материалами дела, заявитель осуществлял операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с целью перепродажи.

Факт ввоза налогоплательщиком на таможенную территорию Российской Федерации реальных товаров и факт уплаты налога при их таможенном оформлении инспекция не оспаривает.

Наличие у ООО “Интер-Лайн“ при импорте товаров цели их перепродажи инспекция также признает.

Как правильно отметил суд первой инстанции, доводы инспекции о мнимости или притворности совершенных ООО “Интер-Лайн“ сделок не основаны на материалах дела.

Доводы налогового органа, касающиеся деятельности контрагентов заявителя (в частности, непредставление отчетности, отсутствие ликвидного имущества, складских помещений и др.), сами по себе, в отсутствие доказательств согласованности действий участников рассматриваемых операций и сведений, опровергающих реальность хозяйственных операций, не свидетельствуют о том, что единственной целью общества является необоснованное получение налоговой выгоды.

Доказательств невозможности реального осуществления налогоплательщиком отраженных в учете хозяйственных операций по приобретению и перепродаже товаров при заявленной численности кадрового состава, а также необходимости для осуществления таких операций на условиях, определенных контрактами с иностранными поставщиками и договором с комиссионером, складских помещений, транспортных средств, иных основных средств инспекцией не представлено.

Бесспорных доказательств совершения обществом и его контрагентами лишенных экономического содержания согласованных умышленных действий, направленных на искусственное, без реальной хозяйственной цели, создание условий для незаконного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета в материалы дела не представлено.

В этой связи суд первой инстанции обоснованно признал оспоренные ненормативные акты инспекции недействительными и, как следствие, обязал налоговый орган возместить налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость за май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2007 года путем возврата на расчетный счет общества.

При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 265, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

принять отказ от апелляционной жалобы общества с ограниченной ответственностью “Интер-Лайн“.

Производство по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью “Интер-Лайн“ прекратить.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.08.2008 г. по делу N А56-18567/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Вернуть обществу с ограниченной ответственностью “Интер-Лайн“ из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной платежной квитанцией от 14.08.2008 г.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

САВИЦКАЯ И.Г.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

СЕМЕНОВА А.Б.