Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2008 по делу N А21-8034/2007 В силу статьи 5 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ на основании представленных сведений из налогового органа и имеющихся документов правом осуществлять начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование наделен только Пенсионный фонд Российской Федерации.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 августа 2008 г. по делу N А21-8034/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 25 августа 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Протас Н.И.

судей Горбачевой О.В., Третьяковой Н.О.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Блажко А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7524/2008) ГУ - УПФ РФ в г. Калининграде на решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.08 по делу N А21-8034/2007 (судья Ефименко С.Г.), принятое

по иску (заявлению) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде

к ООО “Судоремонт-Балтика“

3-е лицо Межрайонная ИФНС N 8 по г. Калининграду

о взыскании недоимки
по страховым взносам

при участии:

от истца (заявителя): не явился (извещен)

от ответчика (должника): не явился (извещен)

от 3-го лица: не явился (извещен)

установил:

государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Калининграде (далее Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Судоремонт-Балтика“ (далее Общество) недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, подлежащей к уплате по состоянию на 1-е полугодие 2007 года, в том числе: недоимка по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 78 925 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на обязательное пенсионное страхование в сумме 9 552 рублей, а также пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 379 212 рублей 12 копеек и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 59 468 рублей 85 копеек, всего денежных средств в размере 527 157 рублей 97 копеек.

Решением суда от 31.03.08 заявленные требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ответчика недоимку по страховым взносам за первое полугодие 2007 года в общей сумме 88 477 руб., в части взыскания пеней в иске судом отказано.

В апелляционной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 379 212, 12 руб. По мнению подателя жалобы, решение суда в части отказа в иске является необоснованным и подлежащим отмене в связи с неприменением
закона, подлежащего применению и неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой Управлением фонда части.

Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 31.10.07 Управление ФНС по Калининградской области по данным Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по г. Калининграду по состоянию на 01.08.07 предоставило Управлению фонда реестр, содержащий сведения о наличии у Общества задолженности по пени в размере 519 328,65 руб. на страховую часть, начисленную за период с 01.01.03 по 01.08.07 и 82 120,96 руб. на накопительную. В апелляционной жалобе Управление фонда ссылается на то, что сумма пени в требовании N 614 от 21.09.07 определена на основании предоставленных сведений и с учетом суммы пеней по недоимкам за периоды до 2007 г., взысканных решениями Арбитражного суда Калининградской области по другим делам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Закона N 167-ФЗ. Согласно
статье 23 Закона N 167-ФЗ под расчетным периодом понимается год. Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Закон различает сами страховые взносы, упомянутые в пункте 1 статьи 24, и авансовые платежи по страховым взносам, о которых указано в пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ.

В пункте 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ указано, что страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Из вышеизложенного следует, что под взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации), несмотря на то, что суммы авансовых платежей уплачиваются ежемесячно. Окончательная сумма страховых взносов определяется по итогам отчетного периода (а не месяца), соответственно, ответственность возникает только при нарушении оплаты страховых взносов по итогам отчетного периода.

Правильность данного вывода подтверждается и
положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов согласно пункту 1 статьи 26 Закона об обязательном пенсионном страховании обеспечивается пенями. Пени начисляются в таком же порядке, как и в отношении налогов и сборов по статье 58 НК РФ: за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (пункт 4 статьи 26 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Согласно пункту 2 статьи 26 Закона об обязательном пенсионном страховании пени начисляются при просрочке уплаты самих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом названный Закон не содержит норм о начислении пеней за просрочку уплаты авансовых платежей.

Таким образом, пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются и уплачиваются только при нарушении сроков уплаты самих страховых взносов, а не авансовых платежей по ним.

Данные выводы подтверждаются пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 26 июля 2007 года N 47 “О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование“ и пунктом 9 Информационного письма ВАС РФ от 11.08.04 N 79.

Представленный в материалах дела расчет пени свидетельствует о том, что пени начислены исходя из месячного срока уплаты взносов. При таких обстоятельствах требование Управления фонда о взыскании с ответчика пеней, начисленных помесячно, является незаконным.

Кроме того, требование N 614 противоречиво, поскольку в нем указывается, что сумма пени в размере 379212,12 руб. и 59 468,85
руб. исчислена за 1 полугодие 2007 года, в то же время из прилагаемого расчета следует, что размер пени установлен на 01.08.2007 года и включает в себя суммы пени, начисленные до 2006 года.

При определении предельного срока обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней учитывается совокупность следующих сроков: трехмесячного срока, установленного статьей 70 НК РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 Кодекса. Началом течения предельного срока обращения в арбитражный суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным сроком уплаты налога.

Таким образом, срок для направления в суд заявления о взыскании пеней по страховым взносам за 2003, 2004, 2005 годы пропущен.

Апелляционным судом отклоняются доводы Управления фонда о том, что в соответствии с требованиями Федерального закона N 167-ФЗ, ФЗ N 137-ФЗ полномочия по начислению пени по страховым взносам переданы администратору поступления в бюджет - налоговому органу.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В силу статьи 25 Закона N 167-ФЗ и Порядка взаимодействия Пенсионного фонда РФ и Федеральной налоговой службы при реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“, определенного совместным распоряжением ПФР и ФНС России от
28.12.06 N 282р/231@, информация о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подается налоговыми органами в органы Пенсионного фонда.

Во исполнение статьи 25 Закона N 167-ФЗ издано Распоряжение от 28.12.06 Пенсионного фонда Российской Федерации N 282р, Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 231@ “Об утверждении порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“. Согласно утвержденному Порядку налоговый орган передает в ПФ РФ информацию о сумме задолженности по страховым взносам, рассчитываемой на основании данных расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и платежным документам страхователя об уплаченных страховых взносах, а также сведения о сумме начисленных пеней и штрафов по состоянию на 1-е число второго месяца, следующего за отчетным периодом, - по итогам отчетного периода и на 1-е число второго месяца, следующего за датой, установленной для подачи декларации, - по итогам расчетного периода.

При этом, статьи 25, 25.1 Закона N 167-ФЗ не содержат указания, что взыскание задолженности производится только на основании данных, переданных налоговым органом.

Более того, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 16.07.99 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ правом взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пени и осуществлять другие начисления в соответствии
с законодательством Российской Федерации обладают страховщики. В силу статьи 5 Закона N 167-ФЗ страховщиком в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ).

Следовательно, в силу прямого указания Федерального закона именно органы ПФ РФ наделены правом на основании представленных сведений из налогового органа и имеющихся у них документов осуществлять начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

При таких обстоятельствах апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда в обжалуемой части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 31.03.08 по делу N А21-8034/2007 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПРОТАС Н.И.

Судьи

ГОРБАЧЕВА О.В.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.