Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу N А56-44404/2007 Факт несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва в соответствии с подпунктом 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ влечет наложение штрафа в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2008 г. по делу N А56-44404/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Мельниковой Н.А., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Баймухаметовой А.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5485/08) ОАО “Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2008 г. по делу N А56-44404/2007 (судья Т.В.Новикова), принятое

по иску Северо-Западного территориального управления Росрезерва

к ОАО “Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“

о взыскании 6 932 347,38 рубля

при участии:

от истца: представителя по
доверенности от 15.01.2008 г. Мещерова Р.Р.

от ответчика: представителя по доверенности от 24.03.2008 г. Панина А.А.

установил:

Северо-Западное управление территориальное Росрезерва (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу “Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии“ (далее - Общество) о взыскании 6 932 347 руб. 38 коп. штрафных санкций за несвоевременное освежение материальных ценностей государственного резерва - 6796,419 тонн мазута топочного марки М-40 на основании п. 12 ст. 16 ФЗ “О государственном материальном резерве“.

Решением от 07.04.2008 г. иск удовлетворен частично: с Общества в пользу Управления взыскано 500 000 рублей штрафных санкций; в остальной части в иске отказано. Судом первой инстанции установлены обстоятельства, свидетельствующие о несвоевременном освежении ответчиком мазута топочного марки М-40 в количестве 6796,419 т, заложенного на хранение в 1999 г.

Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и в иске отказать. Податель жалобы считает, что истец не доказал факт закладки на хранение в 1999 г. мазута марки М-40 в объеме, указанном в иске, полагая неподтвержденным факт правонарушения, вмененного истцом ответчику. Податель жалобы также указывает на завышение истцом неустойки. Кроме того, Общество полагает, что суд к спорным правоотношениям ошибочно не применил исковую давность.

Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы жалобы отклонило, полагая жалобу необоснованной, а решение суда принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

В судебном заседании представитель Общества жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, а представитель Управления возражал против удовлетворения жалобы.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу
не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Общество с филиалом - “Печорская ГРЭС“ - (правопреемник ОАО “Печорская ГРЭС“) является предприятием, осуществляющим ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва, накопление которых производится на основании специального плана, утвержденного Постановлением Правительства РФ.

08.12.2005 г. проведена плановая проверка состояния работы с материальными ценностями государственного резерва, находящимися на ответственном хранении на ОАО “Печорская ГРЭС“. В результате проверки (акт от 14.12.2005) был установлен факт несвоевременного освежения мазута топочного марки М-40 государственного резерва в количестве 6 796,419 т, заложенного на хранение в 1999 году. На основании приказа от 17.07.1996 N 151 срок хранения данной марки мазута истек в 2004 г.

По смыслу Федерального закона от 29.12.1994 г. N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве“ основной задачей при длительном хранении материальных ценностей является обеспечение их качественной и количественной сохранности и постоянное содержание в пригодном состоянии для использования по назначению. Ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва осуществляется организациями - исполнителями на основании ведомственных инструкций по длительному хранению материальных ценностей на предприятиях.

В соответствии с пунктом 2.6 государственного контракта от 20.05.2003 N 16 об ответственном хранении продукции, с дополнительными соглашениями N 1 - 6, заключенного Управлением и Обществом, организации ответхранителю, а именно ОАО “ОГК-3“ “Печорская ГРЭС“, устанавливается обязанность по истечении срока хранения или в случае возникновения обстоятельств, могущих повлечь за собой порчу или ухудшение качества хранимой продукции, производить на основании разрешения Управления освежение (замену) продукции без разрыва во времени и без уменьшения ее объема за свой счет без привлечения дополнительных средств, а также в трехдневный срок предоставить Управлению акт об освежении (замене) продукции с приложением документов, подтверждающих
ее качество, а также акт - сохранное обязательство.

Материалами дела не подтверждена закладка спорного мазута в 1999 г. Отчеты по форме N 1, инвентаризационная опись на 31.12.2003 г., акты проверки от 23.04.1997 г. и от 22.12.2000 г. (л.д. 95 - 98) подтверждают, что 18 154,565 т мазута М-40 фактически были заложены на хранение раньше - в 1985 г.

Актом проверки Северного Теруправления от 22.12.2000 г. за период с 23.04.1997 г. по 22.12.2000 г. было установлено, что освежение мазута производится своевременно, просроченных объемов по хранению мазута 1 группы не имеется, инвентаризация произведена по состоянию на 01.12.2000 г.

При пятилетнем сроке хранения мазута к моменту проверки 14.12.2005 г. у хранителя возникла обязанность по освежению мазута.

Факт нахождения у ответчика мазута в количестве 6796, 419 тонн с истекшим сроком хранения подтверждается Протоколом заседания Комиссии Федерального агентства по Госрезервам от 23.02.2007 N 22/6т (л.д. 53 - 56), решением которой ответчику было разрешено в 2007 г. произвести освежение мазута в количестве 6797,419 тонн марки М-40 с заменой на равное количество топочного мазута марки М-100 без привлечения дополнительных бюджетных средств.

В соответствии с п. 12 ст. 16 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 79-ФЗ “О государственном материальном резерве“ в случае нарушения правил и условий хранения, несвоевременного освежения и замены материальных ценностей государственного резерва, а также хранения материальных ценностей, не соответствующих утвержденной номенклатуре, действующим стандартам и техническим условиям, несвоевременного представления установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.

Факт несвоевременного освежения ответчиком мазута доказан материалами дела, в связи с чем последний
имеет обязанность по уплате штрафных санкций.

При принятии решения судом обоснованно отклонено ходатайство ответчика о применении срока исковой давности.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Определенный срок исполнения обязательства по освежению мазута государственным контрактом не установлен. О хранении мазута с истекшим сроком Управление узнало при проверке 14.12.2005 г., следовательно, с этого момента необходимо исчислять срок исковой давности.

Нарушения, указанные в акте проверки от 14.12.2005, на момент принятия решения устранены. Мазут марки М-40 заменен на мазут М-100 (Приемный акт (сохранное обязательство) от 28.08.2007), с предварительным погашением ОАО “ОГК-3“ “Печорская ГРЭС“ разницы в стоимости топочного мазута в размере 306 000 рублей (Платежное поручение от 23.08.2007 N 535 - л.д. 33) с перечислением денежных средств, в доход федерального бюджета в установленном порядке.

Учитывая данное обстоятельство, судом первой инстанции правильно применена ст. 333 Гражданского кодекса РФ и размер штрафа снижен до 500 000 рублей, что устраняет явную несоразмерность штрафа нарушенному обязательству.

Апелляционный суд согласен с выводами суда, изложенными в решении, оснований для их переоценки не имеется.

Доводы жалобы, направленные на оспаривание правильных выводов суда, проверены апелляционным судом и отклонены как несостоятельные и опровергающиеся материалами дела.

Из обжалуемого решения следует, что при его принятии не допущено нарушений норм материального и процессуального права, обстоятельства дела установлены на основании полного исследования доказательств, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.04.2008 г. по делу N А56-44404/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ПОЛУБЕХИНА Н.С.

Судьи

МЕЛЬНИКОВА Н.А.

ЧЕРЕМОШКИНА В.В.