Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 по делу N А56-4020/2008 Поскольку ответственность за совершаемые банками, выступающими в качестве агентов государства, нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена главой 18 НК РФ, банк не может быть субъектом налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.1 НК РФ, выразившегося в несообщении налоговому органу необходимых сведений.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июня 2008 г. по делу N А56-4020/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Згурской М.Л., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Севериной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5043/2008) Межрайонной ИФНС России N 4 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2008 по делу N А56-4020/2008 (судья Глумов Д.А.), принятое

по иску (заявлению) ОАО Банк “Возрождение“

к Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Санкт-Петербургу

о признании незаконным решения

при участии:

от истца (заявителя): Метелев К.Н.
(дов. 78 ВЗ N 190673 от 27.12.2007);

Данилов О.В. (дов. 78ВЗ N 190672 от 27.12.2007)

от ответчика (должника): Попов В.В. (дов. от 10.04.2008 N 16-30-09/03690)

установил:

открытое акционерное общество Банк “Возрождение“ (далее - ОАО Банк “Возрождение“, Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по городу Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) N 14-31/4 от 14.01.2008 о привлечении Банка к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).

Решением суда от 04.04.2008 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно в соответствии со статьей 93.1 НК РФ направил в Банк требование о предоставлении документов. Содержание состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, позволяет отнести к субъектам этого правонарушения любых лиц (в том числе банки, являющиеся юридическими лицами), не представивших (несвоевременно представивших) налоговому органу запрашиваемые сведения.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Банка просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 7 по Кировской области в адрес Межрайонной ИФНС России N 4 по Санкт-Петербургу направлено поручение от 03.10.2007 об истребовании у Санкт-Петербургского филиала банка “Возрождение“ следующих документов: карточки
с образцами подписей должностных лиц и оттисками печатей ООО “Феерия“ и ООО “Талион“ по счетам, открытым в Санкт-Петербургском филиале Банка “Возрождение“, касающиеся деятельности ИП Архипова В.В.

15.10.2007 года Межрайонной ИФНС России N 4 по Санкт-Петербургу в адрес Банка в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в связи с проведением выездной налоговой проверки ИП Архипова И.П. направлено требование N 14-07-14/08533 о представлении в течение пяти дней с момента получения настоящего требования, карточки с образцами подписей и оттисков печатей ООО “Феерия“ и ООО “Талион“ по счетам, открытым в Санкт-Петербургском филиале Банка “Возрождение“.

Требование налогового органа получено Банком 25.10.2007 года.

В установленный срок документы Банком в налоговый орган представлены не были, в связи с чем, Инспекцией 10.12.2007 года составлен акт N 20 об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении ОАО Банк “Возрождение“ предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушений.

По результатам рассмотрения акта и возражений Банка, Инспекцией 14.01.2008 года вынесено решение N 14-31/4 о привлечении ОАО Банк “Возрождение“ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1 000 руб.

Считая принятое налоговым органом решение недействительным, ОАО Банк “Возрождение“ обжаловало его в судебном порядке.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Банка, исходя из того, что у налогового органам отсутствовали правовые основания для истребования каких-либо документов (информации) у Банка в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Кроме того, суд с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ указал, Банк не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.

Апелляционный суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм процессуального права, оценив доводы жалобы,
не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно положениям пункта 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Пунктом 3 статьи 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации).

В соответствии с требованиями пунктов 4, 5 статьи 93.1 НК РФ в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Нарушение данного положения влечет привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.

Положениями пункта 1 статьи 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Из содержания требования налогового органа не следует, что документы, запрашиваемые налоговым органом, касаются проверяемого налогоплательщика. Налоговая проверка проводится в отношении ИП Архипова В.В., в то время, как налоговым органом истребовались документы, относящиеся к ООО “Феерия“ и ООО “Талион“.

С учетом изложенного, истребуемые документы касаются деятельности ООО “Феерия“ и ООО “Талион“ - клиентов Банка, не являющихся в данном случае проверяемыми налогоплательщиками (доказательства проведения налоговых проверок в отношении названных обществ отсутствуют). Поскольку налоговый орган неправомерно выставил Банку требование о представлении документов в порядке статьи 93.1 НК РФ, то привлечение Банка к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ является незаконным.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Банк не является субъектом ответственности, предусмотренной статьей 129.1 НК РФ.

Субъекты, которые могут быть привлечены к налоговой ответственности по данной статье, прямо не перечислены.

В силу статьи 11 НК РФ к лицам относятся организации и (или) физические лица. В этой же статье отдельно дано понятие банку как самостоятельному субъекту налогового правоотношения, являющемуся коммерческим банком и другой кредитной организацией, имеющей лицензию Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, законодатель не включил банки в состав понятия
“лица“, дав им отдельное определение. Кроме того, ответственность организаций и физических лиц, выступающих в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов, за совершение налоговых правонарушений установлена главой 16 Налогового кодекса РФ, а совершаемые банками нарушения налогового законодательства содержаться в главе 18 Налогового кодекса РФ.

Данный вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06.12.2001 N 257-О, согласно которой законодатель вывел за рамки налоговых правонарушений совершаемые банками не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве агентов государства, посредством которых производятся платежи налогов в бюджет, нарушения законодательства о налогах и сборах, выделив их в главу 18.

Глава 18 Налогового кодекса РФ, устанавливающая виды нарушений банками своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и их ответственность за совершение таких правонарушений, является специальной. Следовательно, банки (в случае, если они не являются налогоплательщиками и налоговыми агентами) могут быть привлечены к ответственности только по соответствующим статьям главы 18 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного суд первой инстанции полно и всесторонне оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделал обоснованный вывод о незаконности привлечения банка к налоговой ответственности по статье 129.1 НК РФ, в связи с чем, правомерно признал недействительным решение Инспекции о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 14-31/4 от 14.01.2008 года.

Учитывая, что судом при рассмотрении дела нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города
Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.04.2008 по делу N А56-4020/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ПРОТАС Н.И.