Решения и определения судов

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2008 N 18АП-1358/2008 по делу N А47-8058/2007 В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления в части досрочного прекращения права пользования недрами отказано, поскольку обществом допущены нарушения существенных условий лицензии на право пользования недрами.

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 апреля 2008 г. N 18АП-1358/2008

Дело N А47-8058/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2008 года по делу N А47-8058/2007 (судья Л.А. Жарова), при участии: от третьего лица - Павельевой М.А. (доверенность от 11.03.2008),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Сакмарский карьер“ ГПК “Беловский“ Сакмарского района Оренбургской области (далее - заявитель, ООО “Сакмарский карьер“, общество, недропользователь) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным
и отмене пункта 4 Постановления Правительства Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Правительство Оренбургской области) от 30.07.2007 N 263-п “О лицензировании пользования недрами“ в части досрочного прекращения права пользования недрами ООО “Сакмарский карьер“.

По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений Оренбургской области (далее - третье лицо, Министерство).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.01.2008 по настоящему делу требования удовлетворены.

Правительство Оренбургской области не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его по следующим основаниям.

Оспариваемый пункт N 4 решения принят на основании установленных нарушений, допущенных обществом, существенных условий лицензионного соглашения, а также рекомендации экспертной комиссии Оренбургской области по недропользованию. Порядок досрочного прекращения права пользования недрами, установленный статьей 21 Закона РФ “О недрах“ и статьей 23 Закона Оренбургской области соблюден. Уведомление о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ОРБ N 01242 ТЭ направлено своевременно 06.03.07, решение принято 30.07.2007, т.е. по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях. До направления Правительством области уведомления о досрочном прекращении права пользования недрами и предоставлении в соответствии с законодательством времени на устранения нарушений, органом государственного геологического контроля также предоставлено недропользователю достаточное время на устранение нарушений. ООО “Сакмарский карьер“ до истечения срока на устранение нарушений, предоставленного в уведомлении, не устранило нарушения законодательства и условий лицензионного соглашения.

Суд неверно сделал вывод о том, что отмеченным в актах проверок и предписаний нарушениям не дана оценка. Выводы суда не основаны на действующем законодательстве.

Недропользователь был обязан иметь проекты, планы и схемы развития горных работ,
положительные заключения на нормы ПДВ, заключения и экспертизы в соответствии с требованиями законодательства о недрах.

Суд неправильно указывает, что соглашение об условиях разработки месторождения не содержит пункта о досрочном прекращении права пользования недрами в связи с сокращением объема добычи. Текст Соглашения не может содержать все нормы законодательства о недрах. В данном случае основания и порядок досрочного прекращения пользования недрами регламентируются статьями 20, 21 Закона РФ “О недрах“, которые имеют прямое действие.

По условиям п. 3 лицензии ОРБ 01242 ТЭ пункты 1 - 8 соглашения к указанной лицензии, в том числе и пункт 2, устанавливающий объем ПГС, являются обязательными, т.е. существенными. В этом случае сокращение объемов добычи в силу прямого действия статьи 20 Закона РФ “О недрах“, является самостоятельным основанием для досрочного прекращения права пользования недрами.

В соответствии с п. 2 лицензионного соглашения ООО “Сакмарский карьер“ был обязан обеспечить в месторождении добычу песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) в объеме 540 тыс. куб. м в год. Общество признает, что объемы добычи, установленные в соглашении не выполняются, но обосновывает это деятельностью предыдущих владельцев. Отсутствие собственной производственной базы (оборудования и техники) у недропользователя противоречит требованиям статьи 22 Закона РФ “О недрах“ и пункту 3 лицензионного соглашения, которое устанавливает, что владелец лицензии при разработке месторождения обязан применять современную технологию работ, обеспечивающую рациональное освоение месторождения.

В соответствии с “Рабочим проектом разработки горной части Сакмарского песчано-гравийного карьера“, добыча ПГС должна осуществляться четырьмя земснарядами. В ходе проверок (Акт N 7 от 26.07.06, Акт N 7/1 от 19.02.07, Акт N 7/2 от 19.06.07, Акт N 7/3 от 07.11.2007) установлено, что земснаряды в карьере
отсутствуют, что свидетельствует о проведении работ с отступлением от “Рабочего проекта...“ и условий лицензионного соглашения. Отсутствие техники и финансовых возможностей у недропользователя свидетельствуют о его несостоятельности и не позволят осуществлять добычу на месторождении с запасами 5133 тыс. куб. м, что было доказано в ходе проведения геологического контроля и отражено в актах проверок.

Обращения ООО “Сакмарский карьер“ по уменьшению объемов добычи, установленных в лицензионном соглашении рассматривались, о чем на обозрение суда представлялся протокол заседания экспертной комиссии от 06.03.07 N 13, однако суд проигнорировал данные доказательства.

В соответствии со свидетельством о регистрации от 20.02.2007 N А49-01188-001 объекты, разрабатываемые ООО “Сакмарский карьер“ включены в государственный реестр опасных производственных объектов. В указанном свидетельстве прописано, что объекты подлежат перерегистрации до 20.02.2007, что заявителем сделано не было. Данный факт также оставлен судом без внимания.

Общество не представило отзыва на апелляционную жалобу.

Министерство в своем отзыве поддержало апелляционную жалобу заинтересованного лица, ссылаясь на то, что Комитетом природных ресурсов Оренбургской области и Администрацией Сакмарского района Оренбургской области была выдана Лицензия ОРБ 01242 ТЭ в порядке переоформления со сроком ее действия до 31 декабря 2007 года. Пункты NN 1 - 8 соглашения являются обязательными, т.е. существенными. Обладатель Лицензии несет ответственность в соответствии со статьями 29, 49 Закона “О недрах“. Министерство природных ресурсов наделено полномочиями на проведение государственного геологического контроля по недрам, им осуществлена проверка соблюдения законодательства о недрах, составлен акт проверки N 7 от 26 июля 2006 года, которым установлены нарушения лицензионного соглашения в виде отклонения от запланированного объема добычи ПГС.

“Рабочий проект“ горной части Сакмарского карьера (месторождение “Дворики“) с годовыми объемами добычи ПГС
согласно условий Лицензии (540000 кубических метров в год) не разрабатывался и не согласовывался в установленном порядке.

У общества отсутствует положительное заключение на нормы ПДВ, не обеспечено проведение геолого-маркшейдерских работ по пользованию карьером, не разработан план развития горных работ.

Недропользователю выдано предписание на устранение выявленных нарушений от 31 июля 2006 года N 1 с указанием сроков их устранения.

Министерством природных ресурсов Оренбургской области проведена проверка, по итогам которой оформлен акт N 7/2 от 19 июня 2007 года. По результатам установлено, что нарушения части 2 статьи 22 Закона “О недрах“ и части 2 статьи 25 Закона Оренбургской области, а также пунктов 1, 2, 3 лицензионного соглашения не устранены. Выявленные нарушения являются основанием для досрочного прекращения права пользования права пользования недрами.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заявителя и заинтересованного лица не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся участников процесса.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя третьего лица, находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 06.12.2000 в качестве юридического лица зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью “Сакмарский карьер“ как вновь созданное.

Основным видом деятельности является разработка гравийных и песчаных карьеров (разработка месторождений нерудных ископаемых).

1 августа 2001 года Администрацией Сакмарского района Оренбургской области и Комитетом природных ресурсов Оренбургской области (Министерство природных ресурсов Оренбургской области является его правопреемником) принято Решение
“О переоформлении лицензии ОРБ 01061 ТЭ, выданной ШРООРО “Братство“ ООО ИВА, которым лицензия была переоформлена на общество с ограниченной ответственностью “Сакмарский карьер“ в связи с реорганизацией.

15 августа 2001 года зарегистрирована Лицензия ОРБ 01242 ТЭ на заявителя (далее - Лицензия).

3 августа 2001 года с участием Администрации Сакмарского района между Комитетом природных ресурсов Оренбургской области и ООО “Сакмарский карьер“ заключено Соглашение об условиях разработки месторождения песчано-гравийной смеси (ПГС) “Дворики“, к которому были заключены дополнительные соглашения в 2002 - 2003 годах.

Действие Лицензии продлено до 31 декабря 2007 года на основании Решения Администрации Сакмарского района Оренбургской области, Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области от 6 февраля 2003 года “О внесении изменений и дополнений в Соглашение к лицензии ОРБ 01242 ТЭ об условиях пользования недрами месторождения ПГС “Дворики“.

В лицензионном соглашении предусмотрен объем добычи ПГС в размере 540000 кубических метров.

29 сентября 2005 года между Администрацией Сакмарского района Оренбургской области и обществом с ограниченной ответственностью “Сакмарский карьер“ заключен договор аренды земельного участка сроком на 49 лет для разработки песчано-гравийного карьера.

24 мая 2006 года Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Оренбургской области (далее - Управление Ростехнадзора) вынесено предписание N 30-018/84 в адрес недропользователя, в котором отмечено, что проект разработки месторождения устарел, предложено выполнить корректировку проекта разработки месторождения ПГС, провести экспертизу промышленной безопасности, согласовать в срок до 1 октября 2006 года.

Министерством природных ресурсов Оренбургской области проведена проверка соблюдения пользователями недр обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, по ее результатам оформлен акт N 7 от 26 июля
2006 года и вынесено предписание N 1 от 31 июля 2006 года.

В предписании указано о необходимости обеспечить согласование рабочего проекта горной части в установленном порядке, обеспечить получение положительного заключения на нормы предельно-допустимых вредных воздействий (далее - ПДВ) на окружающую среду при эксплуатации карьера в установленном порядке, обеспечить проведение геолого-маркшейдерских работ, разработку плана развития горных работ на 2006 год, обеспечить добычу ПГС в соответствии с установленным в лицензионном соглашении объемом добычи в объеме 540000 кубических метров.

19 февраля 2007 года Министерством природных ресурсов проведена проверка исполнения недропользователем предписания об устранении нарушений, связанных с пользованием недрами.

По итогам оформлен акт N 7/1. В нем отмечены те же нарушения, что и в предписании N 1 от 31 июля 2006 года.

6 марта 2007 года Правительством Оренбургской области в адрес ООО “Сакмарский карьер“ направлено уведомление о возможности принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии со статьями 22, 23 Закона Оренбургской области “О предоставлении права пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Оренбургской области“ от 9 марта 2005 года N 1924/361-III-ОЗ (далее по тексту - Закон Оренбургской области).

Министерством природных ресурсов Оренбургской области проведена очередная проверка исполнения недропользователем Предписания об устранении нарушений, связанных с пользованием недрами, по итогам оформлен акт N 7/2 от 19 июня 2007 года. В нем зафиксированы факты неустранения следующих нарушений: не согласован рабочий проект разработки с объемом добычи 540000 кубических метров, не выполнены в
2006 году объемы добычи ПГС, предусмотренные лицензионным соглашением, отсутствовало положительное заключение на нормы ПДВ.

30 июля 2007 года Правительством Оренбургской области принято Постановление “О лицензировании пользования недрами“ N 263-П, в соответствии с пунктом 4 которого досрочно прекращено действие Лицензии ОРБ 01242 ТЭ месторождение “Дворики“ с учетом статьи 22 Закона Оренбургской области.

Считая пункт 4 данного Постановления Правительства Оренбургской области незаконным, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным обжалуемый пункт постановления, суд исходил из недостаточности оснований для прекращения действия лицензии на право пользования недрами.

Выводы суда являются ошибочными, опровергаются материалам дела и не соответствуют действующему законодательству.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ “О недрах“ предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Согласно пункту 5 статьи 12 Закона - лицензия и ее неотъемлемые части содержат сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, предоставления геологической информации на государственную экспертизу). Именно нарушение пользователем недр указанных условий, содержащихся в лицензии и приложениях к ней, в силу п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона РФ “О недрах“, является одним из оснований для прекращения права пользования недрами.

На основании ст. 20 Закона РФ “О недрах“ N 2395-1 от 21 февраля 1992 года (далее - Закон) право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами, а также если пользователь недр
в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке.

Порядок досрочного прекращения права пользования недрами предусмотрен ст. 21 Закона: в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление ВС РФ N 3314-1 принято 15.07.1992, а не 15.07.1993.

В силу п. 15.4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1993 N 3314-1, в случаях, предусмотренных в подп. 15.2(2), 15.2(3), 15.2(5) пункта 15, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению.

Материалами дела подтверждено, что в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах“ на основании совместного решения Администрации Сакмарского района и Комитета природных ресурсов по Оренбургской области от 1 августа 2001 года N 09-55 Лицензия серии ОРБ 01061 ТЭ, выданная ранее ШРООРО “Братство“ ООО ИВА, 17 июля 2000 года на основании пункта 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года N 3314-1 (далее по
тексту - Постановление от 15 июля 1992 года N 3314-1) и Инструкции “О порядке переоформления лицензий на право пользования недрами“, утвержденной Приказом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 18 мая 1995 года N 65, переоформлена на общество с ограниченной ответственностью “Сакмарский карьер“ в связи с переходом права пользования недрами для продолжения добычи ПГС из недр месторождения “Дворики“, расположенного в 1 километре южнее реки Сакмара, в Сакмарском районе, Оренбургской области с запасами ПГС (по состоянию на 1 января 1993 года) по категории С в размере 5429 тысяч кубических метров.

В связи с переоформлением Лицензии ООО “Сакмарский карьер“ была получена Лицензия на право пользования недрами для добычи песчано-гравийной смеси на месторождении “Дворики“ ОРБ 01242 ТЭ.

К Лицензии заключено Соглашение об условиях разработки месторождения ПГС “Дворики“ в 2001 году.

В 2002 и 2003 годах были подписаны дополнительные соглашения.

Заявителю лицензия была выдана на основании переоформления действующей лицензии, в связи с переходом прав пользования участками недр к вновь созданному юридическому лицу - ООО “Сакмарский карьер“. При этом в соответствии с требованиями ст. 17.1 Закона РФ “О недрах“, условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.

При выдаче лицензии и при ее переоформлении на ООО “Сакмарский карьер“, условия лицензии были подписаны руководителями указанной организации без каких-либо возражений, не были в установленном порядке изменены условия лицензии.

В лицензионном соглашении предусмотрено условие об объеме добычи ПГС в размере 540000 кубических метров.

Данный объем добычи, план добычи запасов ПГС за 2005 - 2006 годы с учетом проектной мощности не выполнялись. На проектную мощность добычи общество не выходило, что не отрицается сторонами.

Объекты, разрабатываемые ООО “Сакмарский карьер“ включены в реестр опасных производственных объектов. Обществом не произведена перерегистрация по государственному реестру опасных производственных объектов.

Согласно п. 16 ч. 2 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России N 71 от 06.06.2003, п. 17 Постановления Госгортехнадзора РФ N 49 от 02.08.02, составление и реализация проектов по добыче полезных ископаемых осуществляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Лицензия является специальным государственным разрешением, технические проекты и планы развития горных работ не должны иметь расхождений с лицензионным соглашением по объемам добычи, а изменение планируемых годовых объемов добычи должно быть закреплено дополнительным соглашением к лицензии.

Материалы дела подтверждают и наличие других нарушений существенных условий лицензии, выданной ООО “Сакмарский карьер“:

- с момента получения лицензии ООО “Сакмарский карьер“ не выполняло обязательства, предусмотренные лицензией по годовому объему добычи ПГС в размере 540000 кубических метров;

- отсутствуют положительные заключения на нормы ПДВ (2006 - 2007 годы);

- в 2006 - 2007 годах не был согласован в установленном порядке “Рабочий проект разработки горной части Сакмарского песчано-гравийного карьера“ с объемом добычи, установленным лицензионным соглашением (540 тыс. куб. м);

- план развития горных работ на 2006 год утвержден с объемами добычи, не соответствующими “Рабочему проекту“ и лицензионному соглашению, в нарушение п. 16 разд. II “Правил охраны недр“ N 71 от 06.06.03;

- план развития горных работ на 2007 год не рассматривался и не согласовывался (письмо Управления Ростехнадзора по Оренбургской области от 02.11.2007 N 01-5-10-8444);

- неоднократные требования комиссии о представлении к проверке проектной, отчетной и геолого-маркшейдерской документации администрацией общества проигнорированы;

- на месторождении в контуре горного отвода выявлены горные выработки (траншея 400 м х 6 м глубиной до 3 м), что свидетельствует о порче месторождения в виде выборочной отработки.

План развития горных работ на 2006 год Управлением Ростехнадзора Оренбургской области в установленном порядке не утвержден, что является нарушением Закона РФ “О недрах“ и п. 30 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ.

У недропользователя отсутствуют проектная документация на разработку месторождения, план развития горных работ на 2007 год.

Отсутствие вышеуказанных документов свидетельствует о несоблюдении обществом требований по безопасному ведению работ, порядка разработки месторождений полезных ископаемых

Недропользователь не выполняет природоохранных мероприятий.

Обществом проводится выборочная отработка месторождения. Отсутствует план развития горных работ на 2007 год, согласованный с Управлением Ростехнадзора.

Годовой план развития горных работ определяет направления развития горных работ, объемы добычи и иные работы, предусмотренные условиями Лицензии, техническими проектами, согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований.

Корректировка рабочего проекта проведена без принятия Правительством Оренбургской области соответствующего акта о внесении изменений в лицензионное соглашение.

Проект нормативов ПДВ согласован до 1 января 2008 года на объем добычи, значительно отличающийся от проектных и лицензионных условий.

Отсутствие указанных документов у общества свидетельствует о несоблюдении им требований по безопасному ведению работ, порядка разработки месторождения полезного ископаемого.

Нарушение этих правил означает, что недропользователь не выполняет природоохранных мероприятий, добыча приводит к необоснованным потерям запасов ПГС и порче месторождения.

Отсутствие плана развития горных работ на 2007 год, при согласованной корректировке проекта разработки горной части карьера не дает заявителю права на их производство.

Нарушение обществом законодательства о недрах отражено в актах проверок от 25 июля 2006 года, 19 февраля 2007 года, 19 июня 2007 года, 7 ноября 2007 года.

По рекомендации экспертной комиссии (протокол N 16 от 20 июня 2007 года) за нарушение существенных условий Лицензии и на основании статей 20, 21 Закона “О недрах“, статьи 22 Закона Оренбургской области Правительством Оренбургской области было принято Постановление от 30 июля 2007 года N 263-п “О лицензировании пользования недрами“, по пункту 4 которого досрочно прекращено право пользования недрами ООО “Сакмарский карьер“ по Лицензии ОРБ 01242 ТЭ (месторождение “Дворики“, Сакмарский район, Оренбургской области) со сроком действия с 5 августа 2001 года по 31 декабря 2007 года.

Полномочия Правительства Оренбургской области по досрочному прекращению действия лицензии судом первой инстанции подтверждены правомерно, поскольку они установлены нормами статей 10.1, 21 Закона “О недрах“, а также статьями 11, 22, 23 Закона Оренбургской области.

Документы, предоставленные в Арбитражный суд области заявителем, датированы более поздними числами, чем заседание экспертной комиссии (20.06.2007), на которой было принято решение о досрочном прекращении пользования недрами и также не могут служить доказательством устранения нарушений, установленных актами проверок. Помимо этого, вышеперечисленные документы не могут заменить основных документов: проектной документации, согласованной в установленном порядке и плана развития горных работ с годовыми объемами добычи 540 тыс. куб. м, проекта на нормативы ПДВ.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что у заинтересованного лица имелись основания для досрочного прекращения права пользования недрами ООО “Сакмарский карьер“ по Лицензии ОРБ 01242 ТЭ (месторождение “Дворики“, Сакмарский район, Оренбургской области) со сроком действия с 5 августа 2001 года по 31 декабря 2007 года. Обжалуемое постановление соответствует нормам действующего законодательства, принято с соблюдением установленного порядка. Условия лицензии обществом не выполнялись, порядок досрочного прекращения права пользования недрами, установленный статьей 21 Закона РФ “О недрах“, был соблюден.

Вывод суда первой инстанции о том, что сокращение объемов добычи ПГС само по себе не может служить единственным основанием для досрочного прекращения пользования недрами, является необоснованным, мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, не приведены.

Судом апелляционной инстанции установлено, что пункт лицензионного соглашения соответствует требованиям Закона РФ “О недрах“. Как следует из материалов дела, на указанный в лицензионном соглашении объем добычи ПГС общество выйти не смогло до настоящего времени. При указанных обстоятельствах, обществом не выполнены существенные условия - в части выхода на проектную мощность 540 тыс. куб. м ПГС в год.

Апелляционная инстанция указывает на отсутствие в законодательстве Российской Федерации определения понятия “существенные условия лицензии“, однако из содержания и смысла статей 11, 12 и 20 Закона РФ “О недрах“ следует, что все условия, указанные в лицензии, а также в иных приложениях, являющихся ее составной частью, и определяющих основные условия пользования недрами (по настоящему делу - определенный соглашением объем добычи ПГС) в установленный срок, являются “существенными условиями“.

Ссылка в решении суда первой инстанции на то, что “достаточно подробные отзывы Правительства Оренбургской области и Министерства природных ресурсов Оренбургской области на заявление по данному делу не нашли своего отражения в оспариваемом Постановлении N 263-п от 30 июля 2007 года“ является необоснованным, поскольку отзывы адресованы арбитражному суду и не могли быть отражены в оспариваемом постановлении.

Требования заявителя о признании недействительным пункта 4 Постановления Правительства Оренбургской области от 30 июля 2007 года N 263-п “О лицензировании пользования недрами“ в части прекращения права пользования недрами ООО “Сакмарский карьер“ по лицензии ОРБ 01242 ТЭ (месторождение “Дворики“, Сакмарский район, Оренбургской области) со сроком действия с 5 августа 2001 года до 31 декабря 2007 года не основаны на действующем законодательстве и материалах дела, поэтому арбитражный суд первой инстанции неправомерно принял обжалуемое решение об их удовлетворении.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит отмене, апелляционная жалоба Правительства Оренбургской области - удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Арбитражного суда Оренбургской области, а не Челябинской.

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2008 года по делу N А47-8058/2007 отменить.

Апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - удовлетворить.

В удовлетворении требований ООО “Сакмарский карьер“ о признании недействительным п. 4 Постановления Правительства Оренбургской области N 263-п от 30.07.2007 “О лицензировании пользования недрами“ о прекращении права пользования недрами ООО “Сакмарский карьер“ по лицензии ОРБ 01242 ТЭ (месторождение “Дворики“, Сакмарский район, Оренбургской области) со сроком действия с 5 августа 2001 года до 31 декабря 2007 года отказать.

Взыскать с ООО “Сакмарский карьер“ госпошлину в размере 2000 рублей, а также госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

судья

В.Ю.КОСТИН

Судьи

Н.Н.ДМИТРИЕВА

О.Б.ТИМОХИН