Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 по делу N А21-8569/2007 Нарушение таможенного режима, установленного на территории Калининградской области для ввезенного иностранного товара, при осуществлении международных перевозок грузов является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 мая 2008 г. по делу N А21-8569/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего А.Б.Семеновой

судей И.Г.Савицкой, Е.А.Фокиной

при ведении протокола судебного заседания: Т.Н.Светловой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3935/2008) ООО “В-Транс“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.02.2008 по делу N А21-8569/2007 (судья А.В.Мялкина), принятое

по иску (заявлению) ООО “В-Транс“

к Курской таможне,

Центральной оперативной таможне

об оспаривании постановлений, решений

при участии:

от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовые уведомления 35037, 35038)

от ответчиков: Курской таможни - представителей Н.Г.Листопадовой (доверенность от 05.02.08), Д.В.Бочарова (доверенность от 26.12.07 N
20); Центральной оперативной таможни - не явился (уведомлен - почтовое уведомление 35040)

установил:

общество с ограниченной ответственностью “В-Транс“ (далее - Общество, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Курской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 10.07.2007 по делам об административных правонарушениях N 10108000-60/2007, N 10108000-61/2007, N 10108000-62/2007, N 10108000-63/2007, N 10108000-64/2007, N 10108000-65/2007.

Определением суда от 23.01.2008 арбитражные дела, в которых рассматривались вышеуказанные заявления Общества, были объединены в одно производство под номером А21-8569/2007.

Позднее Общество обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлениями об оспаривании решений Центральной оперативной таможни (далее - ЦОТ) от 26.11.2007 N 10119000/174ю/301А, N 10119000/175ю/302Б, N 10119000/178./303Б, N 10119000/173ю/304Б, N 10119000/177ю/305Б, N 10119000/176ю/306Б, вынесенных ЦОТ по результатам рассмотрения жалоб Общества на постановления Курской таможни от 10.07.2007 по делам об административных правонарушениях N 10108000-60/2007, N 10108000-61/2007, N 10108000-62/2007, N 10108000-63/2007, N 10108000-64/2007, N 10108000-65/2007.

Арбитражные дела, предметом рассмотрения которых были указанные решения ЦОТ, также были объединены в одно производство с делом N А21-8569/2007 под N А21-8569/2007.

Решением от 29.02.2008 суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Обществом была подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить решение от 29.02.2008 в связи с нарушением судом норм материального права и без учета всех обстоятельств дела при его вынесении.

По мнению подателя жалобы, Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ (далее - Закон N 13-ФЗ), действовавший до вступления в силу Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее
- Закон N 16-ФЗ), не запрещал осуществление международных грузоперевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Поскольку транспортные средства Общества были ввезены в Калининградскую область и помещены под режим свободной таможенной зоны до введения в действие Закона N 16-ФЗ, суд неправильно посчитал приоритетными положения статьи 156 Таможенного кодекса РФ и Закона N 16-ФЗ по сравнению с Законом N 13-ФЗ.

В судебное заседание представитель Общества не явился, о месте и времени судебного разбирательства Общество уведомлено надлежащим образом.

Представитель ЦОТ также не явился в судебное заседание, в суд поступил отзыв ЦОТ на апелляционную жалобу, в котором содержится ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя. Ходатайство судом удовлетворено.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ООО “В-Транс“ и ЦОТ.

Представитель Курской таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в июле - сентябре 2006 года Общество осуществляло международные перевозки товаров из Румынии в адрес ООО “Автофрамос“ (Россия, Москва). Транспортные средства Общества с перемещавшимся грузом прибывали на таможенную территорию Российской Федерации в зоне деятельности Рыльского таможенного поста Курской таможни: 05.09.2006 - автомобиль “Мерседес“ (рег. номер В685АУ-39) с полуприцепом “Шмитц Каргобуль“ (рег. номер АА1170-39), 05.09.2006 - автомобиль “Ивеко“ (рег. номер К097АА-39) с прицепом “Когель ин 18п“ (рег. номер АА9189-39), 12.09.2006 - автомобиль “Мерседес“ (рег. номер В865ОУ-39) с полуприцепом “Шмитц Каргобуль“ (рег. номер АА0374-39), 14.08.2006 - автомобиль “Мерседес“ (рег. номер
В685АУ-39) с полуприцепом “Шмитц Каргобуль“ (рег. номер АА1170-39), 21.07.2006 - автомобиль “Мерседес“ (рег. номер В685АУ-39) с полуприцепом “Шмитц Каргобуль“ (рег. номер АА1170-39), 13.08.2006 - автомобиль “Мерседес“ (рег. номер В865ОУ-39) с полуприцепом “Шмитц Каргобуль“ (рег. номер АА0374-39).

В ходе проверки представленных водителями Общества документов таможенным органом было установлено, что транспортные средства зарегистрированы в Калининградской области, арендатором транспортных средств является ООО “В-Транс“ (г. Калининград).

Согласно сведениям, полученным от генерального директора Общества Д.Ю.Попова, и имеющимся в материалах дел об административных правонарушениях N 10108000-60/2007, N 10108000-61/2007, N 10108000-62/2007, N 10108000-63/2007, N 10108000-64/2007, N 10108000-65/2007 документам (свидетельства о регистрации ТС, паспорта транспортных средств), транспортные средства ввезены на территорию РФ, зарегистрированы на территории Калининградской области и помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, в графе “Особые отметки“ свидетельств о регистрации транспортных средств имеется запись “Разрешена международная перевозка и перевозка товаров между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории России“, сделанная в 2002 году взамен записи, внесенной при оформлении ТС: “Ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и таможенного союза разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей“.

По данным книжек МДП, CMR, представленных в материалы дела, перемещение транспортных средств осуществлялось по маршруту: Румыния - Россия, минуя Калининградскую область.

С учетом изложенных обстоятельств таможенным органом сделан вывод о том, что Обществом нарушено требование статьи 15 Закона N 16-ФЗ, в связи с чем возбуждены дела об административных правонарушениях N 10108000-60/2007, N 10108000-61/2007, N 10108000-62/2007, N 10108000-63/2007, N 10108000-64/2007, N 10108000-65/2007, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества по факту пользования и
распоряжения товарами и транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены.

По окончании административного расследования таможенным органом оформлены протоколы от 05.06.2007 об административных правонарушениях N 10108000-60/2007, N 10108000-61/2007, N 10108000-62/2007, N 10108000-63/2007, N 10108000-64/2007, N 10108000-65/2007, которыми Обществу вменяется совершение административных правонарушений, ответственность за которые установлена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ. По результатам рассмотрения материалов дел об административном правонарушении таможенным органом были вынесены Постановления от 10.07.2007 о привлечении Общества к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, и назначении ему административных наказаний в виде штрафа в размере однократной стоимости транспортных средств, являющихся предметами административного правонарушения, что составило: по делу N 10108000-60/2007 - 1063700 руб., по делу N 10108000-61/2007 - 382000 руб., по делу N 10108000-62/2007 - 382000 руб., по делу N 10108000-63/2007 - 1072000 руб., по делу N 10108000-64/2007 - 1072000 руб., по делу N 10108000-65/2007 - 1072000 руб.

Общество с вынесенными Постановлениями не согласилось и обжаловало их в Центральную оперативную таможню.

По результатам рассмотрения жалоб перевозчика на постановления таможенного органа по делам об административных правонарушениях ЦОТ вынесены решения от 26.11.2007 N 10119000/174ю/301А, N 10119000/175ю/302Б, N 10119000/178./303Б, N 10119000/173ю/304Б, N 10119000/177ю/305Б, N 10119000/176ю/306Б, согласно которым постановления таможни N 10108000-65/2007, N 10108000-64/2007, N 10108000-63/2007, N 10108000-62/2007, N 10108000-61/2007 - изменены в части размера назначенного Обществу наказания, постановление по делу N 10108000-60/2007 оставлено без изменения. Кроме того, согласно указанным решениям на Общество отнесены издержки на проведение назначавшихся ЦОТ стоимостных экспертиз.

Постановления Курской таможни и решения Центральной оперативной таможни Общество оспорило в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что
таможенные органы доказали виновное нарушение перевозчиком условий таможенного режима свободной таможенной зоны, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным на основании следующего.

Согласно пункту 1 статьи 156 Таможенного кодекса РФ ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных подразделом 2 ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. Пунктом 1 статьи 155 ТК РФ установлено, что одним из таможенных режимов является режим свободной таможенной зоны. В соответствии с пунктом 2 статьи 155 ТК РФ таможенный режим свободной таможенной зоны устанавливается в соответствии с законодательством РФ, регулирующим правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны. Такое регулирование установлено Федеральным законом “Об особых экономических зонах Российской Федерации“ от 22.07.05 N 116-ФЗ (статья 37). Регулирование режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в периоде выявления административного правонарушения и по настоящее время осуществляется Законом N 16-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, представляет собой таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 статьи 9 названного Закона предусмотрено, что товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут
потребляться исключительно на территории Калининградской области.

Вместе с тем, статьей 15 Закона N 16-ФЗ установлены особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в отношении отдельных категорий товаров. Так, моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при выполнении определенных условий: регистрация транспортных средств на территории Калининградской области и принадлежность транспортных средств юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из содержания названных норм следует, что для товаров, являющихся транспортными средствами, находящихся под режимом свободной таможенной зоны, установлены некоторые изъятия из общего правила таможенного режима свободной таможенной зоны. В силу положений пункта 1 статьи 15 Закона N 16-ФЗ транспортные средства, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, могут использоваться вне территории Калининградской области без уплаты платежей и завершения таможенного режима, но при условии осуществления перевозок по определенным маршрутам: только при перевозке между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, либо при перевозке между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории РФ.

Поскольку Обществом осуществлялась международная перевозка с использованием спорных транспортных средств между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории РФ,
что является нарушением условий таможенного режима свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области, то таможенным органом правильно установлено нарушение заявителем положений статьи 15 Закона N 16-ФЗ, касающихся применения таможенного режима свободной таможенной зоны в отношении товара, являющегося транспортным средством.

Учитывая положения статьи 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод Общества о том, что Закон N 16-ФЗ не содержит положений, предусматривающих действие обратной силы содержащихся в нем норм в отношении ввезенных до его вступления в силу транспортных средств, а действовавший в период ввоза транспортных средств Закон N 13-ФЗ не запрещал осуществление международных перевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.

Порядок применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области в периоде совершения административного правонарушения установлен Федеральным законом и должен был соблюдаться перевозчиком в силу положений статьи 156 ТК РФ независимо от того, что Закон N 13-ФЗ содержал норму, сформулированную иным образом. Кроме того, следует отметить, что ограничения по перемещению указанных транспортных средств имелись и до вступления в силу Закона N 16-ФЗ, что подтверждается записями в ПТС транспортных средств.

Из содержания указанного Федерального закона видно, что для использования иностранных товаров, оформленных под таможенный режим свободной таможенной зоны, установлены более льготные условия: предусмотрена возможность беспошлинного ввоза отдельных категорий товаров (транспортных средств) на остальную таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение
товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, в том числе передача права использования таможенного режима посредством передачи в отношении товаров и (или) транспортных средств прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенным режимом, другому лицу без разрешения или письменного уведомления таможенного органа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Как усматривается из материалов дела, таможней были назначены товароведческие экспертизы, проведение которых было поручено Курской Торгово-промышленной палате. По результатам экспертиз была определена рыночная стоимость транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, указанный размер стоимости транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, был принят таможенным органом для определения размера административных штрафов.

В таможенный орган от перевозчика поступили ходатайства о назначении повторных экспертиз, в удовлетворении которых таможня отказала, ссылаясь на то, что Общество в соответствии с частью 4 статьи 26.4 КоАП РФ было ознакомлено с определениями о назначении экспертиз, а также с правами, предоставленными ему указанной нормой. Ходатайств об отводе эксперта, о постановке перед ним дополнительных вопросов, возражений против поручения проведения экспертиз Курской ТПП от Общества до составления экспертных заключений не поступило. С учетом этих обстоятельств таможенный орган счел ходатайства Общества не подлежащими удовлетворению, о чем вынес определения.

После вынесения оспариваемых постановлений об административных правонарушениях в таможенный орган поступили ходатайства Общества о приобщении к материалам дел об административных правонарушениях Отчетов об определении рыночной стоимости автомототранспортных средств, составленных Независимой экспертной компанией “Мосэкспертиза“
по заявкам Общества. Поскольку указанные документы поступили в таможню по окончании производств по административным делам, таможенный орган приобщил их к материалам дела, обоснованно оставив их без рассмотрения.

ЦОТ сочла неправомерным определение размера административного наказания исходя из рыночной стоимости ТС, определенной на дату обнаружения правонарушения, в связи с чем также назначила товароведческие экспертизы, проведение которых было поручено ООО “Агентство оценки “АвтоВелью“. По результатам экспертиз ЦОТ определила размер административных штрафов по обжалованным постановлениям таможни, исходя из стоимости ТС, определенной на дату пересечения транспортным средством таможенной границы РФ, минуя территорию Калининградской области.

Рыночная стоимость определена оценщиком исходя из результатов расчетов согласно использованным затратному и сравнительному методам оценки, на основании исследования внутреннего рынка товаров России, что соответствует требованиям Стандартов оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519.

Оценка проведена соответствующим специалистом (в отчетах имеются ссылки на сертификаты соответствия, дипломы эксперта-оценщика, копии лицензии ООО “Агентство Оценки АвтоВелью“).

Суд апелляционной инстанции считает правомерным использование указанной величины рыночной стоимости транспортных средств для определения размера административного штрафа по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ, является недлящимся и считается оконченным в момент его совершения, то есть в момент пересечения транспортным средством таможенной границы РФ, минуя Калининградскую область.

С учетом изложенного ЦОТ правомерно изменила обжалованные постановления таможенного органа в части размера назначенного наказания, за исключением постановления по делу об административном правонарушении N 10108000-60/2007. Указанное Постановление таможенного органа обоснованно было оставлено без изменения решением ЦОТ от 26.11.2007 N 10119000/174ю/301А, поскольку определенный в соответствии с заключением экспертизы, назначенной ЦОТ, размер административного штрафа превысил размер штрафа, назначенного постановлением Курской таможни.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено по результатам рассмотрения жалобы, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление, таким образом, оставление без изменения размера административного наказания, назначенного таможней постановлением N 10108000-60/2007, соответствует нормам таможенного законодательства.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что за нарушение при осуществлении международных перевозок грузов по маршруту Румыния - Российская Федерация таможенного режима, установленного на территории Калининградской области для ввезенного иностранного товара (в том числе транспортного средства), Общество правомерно привлечено таможенными органами к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

Судом не выявлено наличия процессуальных нарушений в ходе производства по делам об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 февраля 2008 года по делу N А21-8569/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “В-Транс“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

ФОКИНА Е.А.