Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 по делу N А56-43247/2007 Представление декларантом в соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса РФ при декларировании товара транспортных документов, о чем свидетельствуют описи к каждой из грузовых таможенных деклараций, является основанием для признания незаконными действий таможенного органа по запрету выпуска товара по временным периодическим декларациям.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2008 г. по делу N А56-43247/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Лопато И.Б.

судей Петренко Т.И., Савицкой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3766/2008) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2008 по делу N А56-43247/2007 (судья Т.А.Пилипенко), принятое

по заявлению ОАО “ТНК-ВР Холдинг“

к Выборгской таможне

о признании незаконными действий

при участии:

от заявителя: Р.А.Селезнев, дов. N 131 от 01.01.2008

от ответчика: Л.Б.Черемисинова, дов. N 05-01/138 от 138 от 10.01.2008

установил:

открытое акционерное общество “ТНК-ВР
Холдинг“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным действия Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) по запрету выпуска товара по временным периодическим декларациям (бланки N 10095785, 10095786, 10095787, 10095788, 10095789).

Решением суда от 31.01.2008 требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм таможенного законодательства. По мнению подателя жалобы, при подаче временных деклараций Обществом к таможенному оформлению не предъявлен товар, а также не представлены транспортные документы, подтверждающие сдачу товара транспортной организации, что препятствовало осуществлению таможенного контроля, вследствие чего выпуск товара был запрещен.

В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель общества просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как подтверждается материалами дела, 17.07.2008 ЗАО “Электроспецсервис“, действующее от имени общества в качестве таможенного брокера, представило в таможню пять временных таможенных деклараций (бланки N 10095785, 10095786, 10095787, 10095788, 10095789) с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (нефть сырая необработанная) в июне 2007 года. Означенные декларациям проданы с соблюдением положений статей 124, 131, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

В тот же день таможня в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) зарегистрировала поданные декларации путем проставления на них номеров N 10206060/170707/0001539, 10206060/170707/0001537, 10206060/170707/0001531, 10206060/170707/0001535 и 10206060/170707/0001533 соответственно.

19.07.2007 таможня запретила выпуск вышеуказанных временных деклараций путем проставления штампа “Выпуск запрещен“ в графах “Д“ указанных деклараций.

Полагая, что действия таможенного органа не соответствуют действующему законодательству, общество оспорило
их в суде.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильным выводам об отсутствии препятствий для применения заявителем упрощенного порядка декларирования сырой нефти, установленного статьей 138 ТК РФ, и несоответствии действий таможенного органа требованиям таможенного законодательства, чем нарушены права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации.

В силу статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В силу положений статей 123 - 125, 127, 129, 131, 132 ТК РФ законом предусмотрен общий порядок декларирования товаров и транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для их таможенного оформления.

При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

Указанный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части
полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).

Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) установлен положениями статьи 138 ТК РФ.

При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.

Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1 - 4 статьи 138 ТК РФ).

В соответствии со статьей
131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения.

Таможенные органы вправе требовать и проверять документы, необходимые для таможенного контроля, в том числе документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров (статьи 366, 367 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Кодексом установлены более короткие сроки.

Временные таможенные декларации были поданы в таможенный орган 17.07.2007, в этот же день им были присвоены регистрационные номера, 19.07.2007 таможенный орган отказал обществу в применении временного периодического декларирования.

Доводы таможенного органа о том, что обществом не был предъявлен товар и не представлены транспортные документы, в связи с чем был наложен запрет на его выпуск, необоснованны.

В силу требований статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров декларант обязан представить основные документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы.

Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ (пункт 2 статьи 132 ТК РФ).

При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан по требованию таможенного органа предъявить
декларируемые товары (подпункт 2 пункта 2 статьи 127 ТК РФ).

Взаимодействие правил, закрепленных в статьях 131 - 132 ТК РФ, с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (статья 138 ТК РФ), означает признание не обязательным для декларанта требования представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной ГТД. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной ГТД. Кроме того, декларирование товаров (с учетом относительно длящейся перспективы совершения юридически значимых действий) не исключает предъявление декларируемых товаров после подачи временной таможенной декларации в целях должной реализации как мероприятий таможенного контроля (публичных интересов), так и экономических интересов декларанта. Иное толкование материального закона означало бы нивелирование целей и задач периодического временного декларирования российских товаров как процедуры, имеющей не только правовую сторону, но и четко выраженную экономическую основу (деловую целесообразность).

Материалами дела подтверждается, что необходимые документы предоставлены обществом 17.07.2007 одновременно с временными таможенными декларациями, о чем свидетельствуют описи документов к каждой из ГТД (л.д. 20, 23, 25, 28, 31).

Кроме того, апелляционным судом установлено, что в декларациях N 10206060/170707/0001535, 10206060/170707/0001533 и 10206060/170707/0001531 таможней аннулирована запись о запрете выпуска товара (л.д. 22, 27, 30).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. подлежат отнесению на подателя апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом
1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2008 по делу N А56-43247/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

Расходы по госпошлине в размере 1000 рублей отнести на подателя апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЛОПАТО И.Б.

Судьи

ПЕТРЕНКО Т.И.

САВИЦКАЯ И.Г.