Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу N А56-47971/2007 Полученные организацией от ее работника по приходному кассовому ордеру формы N КО-1 денежные средства в счет погашения перерасхода лимитов по использованию им мобильной связи не являются расчетами, осуществление которых без использования контрольно-кассовой техники влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ, поскольку эти расчеты не связаны с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 2008 г. по делу N А56-47971/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Г.В.Борисовой

судей Т.И.Петренко, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: Л.Н.Мацур

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3902/08) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2008 г. по делу N А56-47971/2007 (судья Ульянова М.Н.)

по заявлению ОАО “Петербургская сбытовая компания“

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: Кобяковой Е.А.
- доверенность от 19.12.2007 г. N 318-053

от ответчика: Осиповой Н.А. - доверенность от 24.04.2008 г. N 03-09/06807

установил:

ОАО “Петербургская сбытовая компания“ обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу от 06.11.2007 г. N 16-14-2/7 о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением суда первой инстанции оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.

Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить.

В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что внесение в кассу организации личных денежных средств физического лица должно производиться с применением контрольно-кассовой техники, а не выдачей бланка строгой отчетности неустановленной формы.

Представитель общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, свою позицию изложил в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, пояснив, что денежные средства приняты от физического лица - работника профкома - в погашение перерасхода лимитов по использованию им мобильной связи. По мнению общества, в данном случае отсутствовали основания для применения контрольно-кассовой техники, поскольку как такового факта продажи товара, выполнения работ и оказания услуг не было.

Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований
для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу проведена проверка ОАО “Петербургская сбытовая компания“ по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники за период с 01.08.2007 г. по 11.10.2007 г. в соответствии с Федеральным законом “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“.

По результатам проверки 26.10.2007 г. составлен акт N 013010 и протокол об административном правонарушении N 16-13-1/17 с участием представителя общества, из которых следует, что 06.09.2007 г. в кассу предприятия по приходному ордеру N 1845 (унифицированная форма N КО-1) без применения контрольно-кассовой техники произведен прием наличных денежных средств в сумме 995,31 рубля от Саакьян Н.В., при этом налоговым органом установлено, что внесенные денежные средства являются компенсацией превышения лимита телефонных переговоров по служебному телефону. Обществу вменено нарушение ст. 2, 3, 5 Федерального закона “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“.

На основании материалов проверки налоговым органом принято постановление от 06.11.2007 г. N 16-14-2/7 о привлечении ОАО “Петербургская сбытовая компания“ к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за внесение в кассу организации личных денежных средств без применения контрольно-кассовой техники в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

ОАО “Петербургская сбытовая компания“ с указанным постановлением не согласилось в связи отсутствием в действиях общества состава правонарушения и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании оспариваемого постановления недействительным.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования и признавая недействительным оспариваемое постановление, в полном объеме оценил обстоятельства,
установленные по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.

Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт“ на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника.

Пунктом 2 статьи 2 Закона установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники содержится в пункте 3 статьи 2 Закона.

Из анализа приведенных в статье 2 Закона исключений следует, что данные случаи имеют место также только при осуществлении организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что при отсутствии факта реализации, то есть при отсутствии факта продажи организацией товаров, работ или услуг отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Материалами дела установлено, что при
внесении в кассу ОАО “Петербургская сбытовая компания“ председателем профсоюзной организации общества Саакьян Н.В. денежных средств в размере 955,31 рубля, которые являлись компенсацией обществу превышения лимита телефонных переговоров по служебному телефону, отсутствовал факт продажи обществом товаров, работ, услуг, а, следовательно, отсутствовали основания для применения контрольно-кассовой техники, а также для оформления бланков строгой отчетности. Данная позиция подтверждается разъяснениями налоговых органов, в том числе Письмом ФНС России от 08.09.2005 N 22-3-11/1695@, Письмом Управления ФНС России по Москве от 19.03.2007 N 22-12/2426.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“ (статья 9) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18.08.1998 N 88 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации“ была утверждена форма N КО-1 “Приходный кассовый ордер“.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету кассовых операций приходный кассовый ордер (форма N КО-1) применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным.

Материалами дела подтверждается и не отрицается налоговым органом, что при внесении в кассу общества гражданкой
Саакьян Н.В. денежных средств обществом был оформлен приходный кассовый ордер N 1845 от 06.09.2007 по унифицированной форме N КО-3.

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что общество при принятии в кассу денежных средств (с учетом разъяснений, данных в письме Госналогслужбы Российской Федерации от 30.08.1994 N НИ-6-14/320, положения пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 и пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16) вправе было использовать квитанции по форме, утвержденной Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 24.02.1994 N 16-39, которые являются бланками строгой отчетности.

Таким образом, при поступлении в кассу ОАО “Петербургская сбытовая компания“ денежных средств от гражданки Саакьян Н.В. обществом были соблюдены все требования законодательства Российской Федерации, в том числе в части контрольно-кассовой дисциплины.

В связи с вышеизложенным, апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом факта, вмененного обществу правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, считает решение суда первой инстанции о признании незаконным и об отмене постановления от 06.11.2007 N 16-14-2/7 о назначении административного наказания законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.02.2008 г. по делу N А56-47971/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном
объеме.

Председательствующий

БОРИСОВА Г.В.

Судьи

ПЕТРЕНКО Т.И.

СЕМЕНОВА А.Б.