Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2008 по делу N А42-3204/2007 Действия специализированной в области оказания ритуальных услуг организации по изданию ненормативного акта, запрещающего осуществление услуг по захоронению и погребению без оформления услуги автокатафалка, подлежат признанию незаконными как совершенные с признаками злоупотребления юридическим лицом своим доминирующим положением на рынке ритуальных услуг и допущения нарушения антимонопольного законодательства, выразившемся в навязывании контрагенту невыгодных для него условий договора.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 2008 г. по делу N А42-3204/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.В.Зотеевой

судей Е.А.Фокиной, Л.А.Шульги

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2724/2008) ММУП “Бюро спецобслуживания“ на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2008 по делу N А42-3204/2007 (судья Посыпанко Е.Н.), принятое

по иску (заявлению) ММУП “Бюро спецобслуживания“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области

3-е лицо 1) ЗАО “Военно-мемориальная компания“

2) ООО “Павлово“

3) Администрация г. Мурманска

4) Комитет по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска

о признании
недействительными решения и предписания

при участии:

от истца (заявителя): предст. Соловская Е.С. - доверенность N 30 от 28.01.2008

от ответчика (должника): предст. Яшина О.Е. - доверенность N 05-03/2-130 от 29.01.2008

от 3-го лица: 1) ЗАО “ВМК“ - предст. Николаенко Ю.В. - доверенность N 257 от 14.02.2008

2) ООО “Павлово“ - предст. Мальцева А.М. - доверенность N 4 от 11.04.2008

3) Администрация г. Мурманска - не явился (извещен)

4) Комитет по развитию городского хозяйства - не явился (извещен)

установил:

мурманское муниципальное унитарное предприятие “Бюро спецобслуживания“ (далее - ММУП “Бюро спецобслуживания“, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Управление, УФАС, ответчик) от 17.05.2007 N 5.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены ЗАО “Военно-мемориальная компания“, ООО “Павлово“, Администрация города Мурманска и Комитет по развитию городского хозяйства.

Решением от 6 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе предприятие просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В качестве доводов податель жалобы приводит следующие обстоятельства:

- приказ антимонопольного органа от 27.02.1997 о включении предприятия в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке оказания ритуальных услуг, в адрес предприятия не поступал;

- аналитический отчет и таблица, представленные УФАС, на основании которых Управлением сделан вывод о доминирующем положении заявителя на рынке ритуальных услуг, содержат неточные (недостоверные) сведения;

- в соответствии со статьями 9, 25 Федерального закона “О погребении и
похоронном деле“, услуги по погребению может осуществлять только одна, учрежденная органами местного самоуправления специализированная служба, обеспечивающая оформление документов, предоставление и доставку гроба, перевозку тела умершего на кладбище и погребение, следовательно отношения, возникающие в процессе оказания услуг по гарантирующему перечню, не подлежат регулированию антимонопольным законодательством; цены на услуги по гарантированному перечню подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен на данные услуги в соответствии с Законом Мурманской области от 28.05.2004 N 483-01-ЗМО “О государственном регулировании цен на территории Мурманской области“ осуществляют органы местного самоуправления, следовательно, иные хозяйствующие субъекты могут оказывать идентичные услуги только после утверждения администрацией Мурманска цен по согласованию с отделениями Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Апелляционная жалоба содержит и иные доводы, аналогичные доводам, изложенным предприятием в заявлении.

В судебном заседании представитель ММУП “Бюро спецобслуживания“ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Управления просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ММУП - без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица - ЗАО “Военно-мемориальная компания“ и ООО “Павлово“ поддержали позицию антимонопольного органа, поддержав в судебном заседании доводы, изложенные в письменных отзывах.

Третьи лица - Администрация города Мурманска и Комитет по развитию городского хозяйства, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. От Администрации города Мурманска поступил письменный отзыв, в котором Администрация поддержала позицию заявителя, полагая, что решение и предписание УФАС не соответствуют закону.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения обжалуемого заявителем решения и предписания УФАС, явилась проверка, инициированная ООО “Павлово“ и Мурманским филиалом ЗАО “Военно-мемориальная компания“ по факту нарушения ММУП “Бюро
спецобслуживания“ антимонопольного законодательства.

Как было указано в заявлениях от 06.03.2007 и 14.03.2007 вышеуказанных хозяйствующих субъектов, при обращении их представителей в ММУП “Бюро спецобслуживания“ для оформления заказов на рытье могилы для захоронения умерших, в оформлении заказа на рытье могил без предоставления услуги автокатафалка было отказано со ссылкой на распоряжение директора ММУП “Бюро спецобслуживания“ Максимова Д.В., в связи с чем обратившиеся были вынуждены оформить дополнительный заказ на услуги катафалка, несмотря на то, что и ООО “Павлово“ и Мурманский филиал ЗАО “Военно-мемориальная компания“ (далее - МФ ЗАО “ВМК“) имеют свой специализированный транспорт, и предлагают услуги по перевозке по более низким ценам.

В связи с указанными обращениями Комиссией УФАС по Мурманской области было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении ММУП “Бюро спецобслуживания“ антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела был установлен факт издания на Предприятии приказа от 09.02.2007 N 15, в соответствии с пунктом 2 которого на предприятии запрещено осуществлять заказ на захоронение без оформления услуги автокатафалка.

По результатам рассмотрения дела вынесено решение N 5, которым ММУП “Бюро спецобслуживания“ признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“. УФАС посчитало, что нарушение выразилось в навязывании хозяйствующим субъектам услуг автокатафалка, в которых они не заинтересованы, что привело к ущемлению экономических интересов организаций и ограничению конкуренции на соответствующем рынке услуг.

В соответствии с указанным решением заявителю выдано предписание от 17.05.2007 N 5 о прекращении указанных в нем нарушений антимонопольного законодательства в срок до 01.06.2007 и отмены пункта 2 приказа N 15 от 09.02.2007.

Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, ММУП “Бюро спецобслуживания“ обратилось в арбитражный суд с
заявлением об оспаривании данных ненормативных актов.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал обстоятельства дела, в связи с чем апелляционная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ММУП “Бюро спецобслуживания“ является специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Мурманске, предметом деятельности которой является осуществление погребения умерших граждан на городском кладбище и оказание услуг по погребению, предприятие создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли (пункты 1.1, 2.1, 2.2 Устава).

Согласно пункту 2.3 Устава Предприятие, в частности, осуществляет следующие виды деятельности: организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, в том числе прием заказов и заключение договоров на организацию похорон, изготовление и доставка гробов и других предметов, необходимых для погребения; транспортировка тел (останков) умерших в морг и из морга (дома) до места погребения, захоронение и перезахоронение (п. 2.3.1); деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта (п. 2.3.12) и другие (т. 2, л.д. 28 - 37, 39 - 41).

В соответствии с распоряжением Комитета по развитию городского хозяйства от 29.09.2006 N 15 ММУП “Бюро спецобслуживания“ осуществляет захоронение умерших на городских кладбищах; 7 - 8 км автодороги Кола - Мурмаши, в пос. Дровяное, напротив съезда к с. Минькино (т. 1, л.д. 87).

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон N 135-ФЗ) доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим
субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Как видно из материалов дела, приказом Мурманского территориального управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 27 января 1997 года N 2 Муниципальное предприятие “Бюро спецобслуживания“ в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.02.96 N 154, включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов с долей более 65 процентов на рынке ритуальных услуг в географических границах товарного рынка городов Мурманска, Колы, Североморска (т. 1, л.д. 82 - 93).

По результатам изучения рынка ритуальных услуг на территории города Мурманска за 1, 2 полугодие 2006 года и 2007 год Приказом Управления ФАС по Мурманской области от 04.12.2007 N 69 в отношении ММУП проведено дополнительное исследование, по результатам которого в Реестр внесены изменения, согласно которым Предприятие имеет долю более 65 процентов на рынке ритуальных услуг в географических границах товарного рынка города Мурманска (т. 2., л.д. 91 - 97).

Доводы предприятия о недостоверности сведений, внесенных в Реестр, не подтверждены соответствующими опровергающими эти сведения
доказательствами, оснований не доверять результатам исследований у апелляционного суда не имеется. Включение в Реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке ритуальных услуг, ММУП “Бюро спецобслуживания“ не оспорено.

Таким образом, при рассмотрении УФАС дела о нарушении ММУП “Бюро спецобслуживания“ антимонопольного законодательства у Управления имелись все необходимые сведения и материалы, подтверждающие доминирующее положение ММУП на рынке ритуальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно статье 3 Закона о погребении погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.

В силу пункта 2 статьи 9 и пункта 2 статьи 25 Закона о погребении погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Однако статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом
расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).

Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 Закона о погребении.

Вместе с тем оказание специализированной организацией услуг по гарантированному перечню на безвозмездной основе не исключает возможности оказания специализированной организацией на платной основе услуг, не входящих в гарантированный перечень, а также оказание на платной основе услуг из гарантированного перечня в случае, если лицо, обратившееся за оказанием данных услуг, получило социальное пособие на погребение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Следовательно, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы Предприятия о том, что погребение в соответствии с Федеральным законом “О погребении и похоронном деле“ может осуществляться только специализированной организацией.

Как установлено судом, ММУП “Бюро спецобслуживания“ оказывает услуги, входящие в гарантированный перечень, по ценам, утверждаемым в соответствии с пунктом 3 статьи 9 и пунктом 3 статьи
12 Закона N 8-ФЗ, а также платные услуги сверх гарантированного объема по ценам, устанавливаемым Предприятием самостоятельно. В силу названных норм Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню, возмещается Предприятию в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.

Поскольку Закон N 8-ФЗ не содержит запрета иным хозяйствующим субъектам оказывать услуги, связанные с захоронением тел умерших, услуги по погребению осуществляются Предприятием на конкурентном рынке. При этом товаром на данном рынке выступают как услуги, оплачиваемые за счет средств родственников умерших или иных лиц, так и услуги, стоимость которых возмещается специализированной службе из средств соответствующих бюджетов.

Согласно данным аналитического отчета Управления по результатам обследования рынка ритуальных услуг за 1, 2 полугодие 2006 года и 1 полугодие 2007 года, на территории города Мурманска деятельность по организации похорон и предоставлением связанных с ними услуг осуществляется, помимо ММУП “Бюро спецобслуживания“, иными хозяйствующими субъектами - ООО “Павлово“, ЗАО “Военно-мемориальная компания“, ООО “Арктикгамма“. Доля услуг, оказываемых ММУП “Бюро спецобслуживания“ на безвозмездной основе (т.е. с компенсацией стоимости услуг из соответствующих бюджетов) составляет 5 - 9% (т. 2, л.д. 93 - 97).

Таким образом, издав приказ от 09.02.2007 N 15, в соответствии с пунктом 2 которого на предприятии запрещено осуществлять заказ на захоронение без оформления услуги автокатафалка, и фактически отказывая другим хозяйствующим субъектам - ООО “Павлово“ и ЗАО “Военно-мемориальная компания“ в захоронении без оформления указанных услуг, ММУП “Бюро спецобслуживания“, злоупотребляя своим доминирующим положением, допустило нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в навязывании контрагенту невыгодных для него условий договора, что привело к ограничению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

Как правомерно указал суд первой инстанции, указанные действия
направлены на создание препятствий для самостоятельных действий хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, что в силу пункта 17 статьи 4 Закона N 135-ФЗ относится к признакам ограничения конкуренции.

Суд первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования установил фактические обстоятельства дела, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и дал им надлежащую оценку, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2008 по делу N А42-3204/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманского Муниципального унитарного предприятия “Бюро спецобслуживания“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ЗОТЕЕВА Л.В.

Судьи

ФОКИНА Е.А.

ШУЛЬГА Л.А.