Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу N А56-24181/2006 Постановление таможенного органа о привлечении перевозчика к административной ответственности за выгрузку товара без разрешения таможенного органа подлежит признанию незаконным, если установлен факт отсутствия вины перевозчика в совершении данного правонарушения.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 апреля 2008 г. по делу N А56-24181/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Л.А.Шульга

судей Л.В.Зотеевой, Е.А.Фокиной

при ведении протокола судебного заседания: И.С.Калининой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3108/2008) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2008 года по делу N А56-24181/2006 (судья М.Г.Никитушева), принятое

по заявлению ОАО “Российские железные дороги“

к Балтийской таможне

об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя: представитель М.Н.Горновская доверенность N Ю-11/182 от 28.12.2007 года

от заинтересованного лица: не явился (извещен, уведомление
N 76313)

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Октябрьской железной дороги (далее - ОАО “РЖД“) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийской таможни от 14.02.2006 года по делу об административном правонарушении N 10216000-983/2005.

Определением от 24 мая 2006 года Арбитражный суд г. Москвы передал арбитражное дело N А40-22180/06-72-166 в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Определением от 16 июня 2006 года Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял заявление ОАО “Российские железные дороги“ к производству.

Решением от 25 января 2007 года суд в удовлетворении заявленного требования отказал.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08 мая 2007 года решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2007 по делу N А56-24181/2006 отменено.

Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость оценить представленные участниками спора доказательства в их совокупности и взаимной связи, повторно установить фактическую сторону дела.

При новом рассмотрении решением суда от 26 февраля 2008 года признано незаконным и отменено постановление N 10216000-983/2005 от 14.02.2006 года Балтийской таможни о привлечении ОАО “РЖД“ к административной ответственности по части 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Балтийская таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2008 года по делу N А56-24181/2006 отменить полностью, в удовлетворении заявленных ОАО “РЖД“ требований отказать.

В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган заявил о нарушении судом первой инстанции норм материального права.

По мнению таможенного органа, ОАО “РЖД“ своими действиями, а именно:
подача вагонов под разгрузку и передача документов грузополучателю способствовали наступлению события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество нарушило порядок закрытия ВТТ и лишило таможенный орган возможности проведения таможенного контроля транспортных средств и товаров. Фактически Балтийской таможней был осуществлен таможенный контроль, прибывших товаров, после удаления средств идентификации и выгрузки товаров с транспортных средств. Исходя из смысла статей 88, 89, 92 Таможенного кодекса Российской Федерации, на перевозчике лежит ответственность за перевозимые по процедуре ВТТ товары. Перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и иных средств идентификации, а также не допускать совершения третьими лицами каких-либо операций в отношении таких товаров без разрешения таможенных органов. Памятка приемосдатчика N 657 подписана представителем получателя груза и приемосдатчиком железной дороги дважды - при начале выгрузки товара и при окончании этой грузовой операции. О начале выгрузки товара и, соответственно, о действии, предшествующем выгрузке, снятии таможенных средств идентификации, представитель перевозчика, а именно его должностное лицо - приемосдатчик железнодорожной станции, знал, и данные действия совершались с его ведома. Именно на перевозчика возложена ответственность за удаление средств идентификации без разрешения таможенного органа. Действующим законодательством не возлагается обязанность по обеспечению сохранности средств идентификации в соответствии с ВТТ на владельца склада временного хранения или пользователя зоны таможенного контроля, получателя товаров. Положение пункта 3 статьи 88 Таможенного кодекса Российской Федерации имеет большую юридическую силу над положением п. 6, 21 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения РФ МПС РФ от 18.06.2003 N 29, поэтому перекладывание ответственности на грузополучателя или владельца зоны таможенного
контроля недопустимо.

Таможенный орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направил в судебное заседание своего представителя, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.

ОАО “Российские железные дороги“ возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Общества поддержал доводы, изложенные в материалах дела.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 30.10.2005 года на территорию железнодорожной станции “Новый порт“ по ТД N 10616060/201005/0012198 и железнодорожной накладной N 90682902 прибыл товар - “сплавы алюминиевые“, код по ТНВЭД России 7601201000. По прибытии товар помещен в ПЗТК ЗАО “Вторая стивидорная компания“.

31.10.2005 Балтийской таможне представителем ЗАО “Октрансвнештерминал“ были предъявлены ТД N 10616060/201005/0012198 и железнодорожная накладная N 90682902 для оформления завершения процедуры внутреннего таможенного транзита, согласно которым перевозчиком является ОАО “Российские железные дороги“.

На границе станцией назначения является железнодорожная станция “Новый порт“ филиала Октябрьская железная дорога ОАО “Российские железные дороги“, а получателем товара “ОАО “Морской порт Санкт-Петербург“.

По прибытии товара с вагона N 28017044 снято таможенное обеспечение, товар выгружен и размещен на ПЗТК ЗАО “Первая стивидорная компания“ без разрешения таможенного органа.

По данному факту Балтийской таможней возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

01 февраля 2006 года таможенным органом составлен протокол об административном правонарушении N 10216000-983/2005.

14 февраля 2006 года Балтийской таможней вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10216000-983/2005, которым ОАО “Российские железные дороги“ признано виновном в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях. На Общество наложен административный штраф в размере 100 МРОТ, что составляет 10 000 рублей.

ОАО “Российские железные дороги“ не согласилось с постановлением Балтийской таможни и обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя ОАО “РЖД“, апелляционный суд признал жалобу таможенного органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:

Частью 1 статьи 16.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за разгрузку, погрузку, выгрузку, перегрузку (перевалку) и иные грузовые операции без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

Материалами дела установлено, что ОАО “РЖД“ вагон с грузом по железнодорожной накладной N 90682902 подало на подъездные пути ЗАО “Первая стивидорная компания“ 30.10.2005 г., который был выгружен в период с 20 ч. 30.10.05 г. по 02 ч. 00 мин. 31.10.2005 г. Согласно показаниям работника ЗАО “Первая стивидорная компания“ Малосай С.М. после осмотра вагона и сверки пломб вагон был открыт и груз выгружен на склад.

Из показаний коммерческого ревизора ЗАО “Первая стивидорная компания“ Дерюгиной З.Н. следует, что в обязанности ЗАО “Первая стивидорная компания“ входит получение разрешения на выгрузку товара, полученного перевозчиком от таможенного органа, следующего по процедуре доставки со штампом таможенного органа о разрешении выгрузки товара, однако выгрузка товара осуществлялась по документам, не содержащим такого разрешения.

В соответствии со статьей 36 Устава железнодорожного транспорта РФ, пункта 6 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003 г., для осуществления выдачи груза грузополучателю выдается оригинал железнодорожной накладной. ЗАО “Первая стивидорная компания“, зная об обязанности получения от перевозчика оригинала перевозочного документа, а также получения разрешения от таможенного органа, при отсутствии надлежащих
документов, осуществило вскрытие пломб и выгрузку товара.

Руководствуясь изложенным выше, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины ОАО “РЖД“ в повреждении средств идентификации (пломб) вагона, следующего по железнодорожной накладной N 90682902, поскольку до получения от перевозчика - ОАО “РЖД“ оригинала железнодорожной накладной грузополучатель был не вправе вскрывать средства идентификации (пломбы) и осуществлять выгрузку товара из вагона. Памятка приемосдатчика и ведомость подачи и уборки вагонов, на которые ссылается таможенный орган, являются документами, подтверждающими подачу и уборку вагонов, но не являются документами, разрешающими грузополучателю осуществлять вскрытие пломб и выгрузку поступившего груза.

Отсутствие вины в совершении административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2008 года по делу N А56-24181/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШУЛЬГА Л.А.

Судьи

ЗОТЕЕВА Л.В.

ФОКИНА Е.А.