Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2008 по делу N А42-7168/2007 Инкассовые поручения, выставленные за пределами установленных статьями 46 - 48 Налогового кодекса РФ сроков при исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, не соответствуют нормам действующего законодательства и не подлежат исполнению.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2008 г. по делу N А42-7168/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Третьяковой Н.О.

судей Згурской М.Л., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Севериной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1651/2008) Межрайонной ИФНС России N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.12.2007 по делу N А42-7168/2007 (судья Галко Е.В.),

по иску (заявлению) Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз “Мурман“,

к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Мурманской области

о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений

при участии:

от
истца (заявителя): Малярова Е.В. (дов. N 01 от 09.01.08)

от ответчика (должника): Лосева К.В. (дов. N 01-14-04-129 от 13.02.2007);

Папарина Т.К. (дов. N 01-14-04-670 от 02.07.2007)

установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз “Мурман“ (далее - СПК РК “Мурман“, заявитель) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 7 по Мурманской области (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений N 9456, 9457, 9458, 9459 от 28.11.2007 и N 3369, 3640 от 05.12.2007.

Решением суда от 25.12.2007 года требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт и отказать СПК РК “Мурман“ в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налоговое законодательство не содержит запрета на повторное выставление инкассового поручения и не установлен срок, в пределах которого инспекция может перевыставить инкассовое поручение, в случае закрытия расчетного счета налогоплательщика. Кроме того, на дату принятия судом заявления СПК РК “Мурман“ инкассовые поручения N 3640 от 05.12.2007, N 9456, 9457, 9458 от 28.11.2007 были отозваны, то есть, отсутствует предмет спора в отношении данных инкассовых поручений, следовательно, суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ должен был прекратить производство по делу в данной части.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель СПК РК “Мурман“ просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 28.11.2007 и 05.12.2007 года Инспекция выставила в
филиале Мурманский ОАО “Банк ВТБ Северо-Запад“ инкассовые поручения на принудительное взыскание с расчетного счета СПК РК “Мурман“ недоимки по налогам, пени:

- N 9459 от 28.11.2007 о взыскании 1 133 172,47 руб. пени по НДС;

- N 3369 от 05.12.2007 о взыскании 4 418,40 пени по ЕСН;

- N 9456 от 28.11.2007 о взыскании 218 510,33 руб. - ЕСН;

- N 9457 от 28.11.2007 о взыскании 28 012,53 руб. - ЕСН;

- N 9458 от 28.11.2007 о взыскании 54 257,95 руб. - ЕСН;

- N 3640 от 05.12.2007 о взыскании 43 093 руб. пени по налогу на прибыль.

Считая, что указанные инкассовые поручения выставлены налоговым органом с нарушением сроков, установленных статьями 46, 48 НК РФ, а, также учитывая, что СПК РК “Мурман“ в 2005 году исполнена обязанность по уплате налогов и пени, суммы которых указаны в инкассовых поручениях N 9456, 9457, 9458 от 28.11.2007 и N 3640 от 05.12.2007, СПК РК “Мурман“ обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом нарушены положения п. 3 статьи 46, статей 47, 48 НК РФ, поскольку принудительное взыскание сумм налогов и пеней в бесспорном порядке на основании оспариваемых инкассовых поручений произведено инспекцией с нарушением порядка и сроков, установленных названными нормами Налогового кодекса.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Инспекции не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства
налогоплательщика на счетах в банках.

Взыскание налога, пеней производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (пункт 2 статьи 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Данное положение статьи 46 НК РФ применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сборов и штрафов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации (пункты 9 и 10 статьи 46 НК РФ).

Из содержания пункта 3 статьи 46 НК РФ следует, что указанный в ней шестидесятидневный срок применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого во внесудебном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Этот вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 24.01.2006 N 10353/05, от 15.01.2008 N 8922/07 согласно которой 60-дневный срок, предусмотренный
в статье 46 Кодекса, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.

Выставление на счет налогоплательщика инкассовых поручений на списание недоимок по единому социальному налогу и пеням является принудительным взысканием денежных средств. Одним из существенных условий для применения такого взыскания является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств налогоплательщика.

Поэтому направление инкассового поручения в банк по истечении срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, независимо от причин пропуска является недопустимым.

Как видно из материалов дела, налоговый орган на основании принятых им в 2003 - 2005 годах решений о взыскании недоимок по налогам и пеням за счет денежных средств налогоплательщика направил в 2003 - 2005 г. в ОАО “ДНБ НОР Мончебанк“ инкассовые поручения, которые в феврале 2006 года возвращены банком без исполнения в связи с закрытием 21.02.2006 года счетов налогоплательщика.

Инспекция 28.11.2007 и 05.12.2007 года повторно направила в Мурманский филиал ОАО “Банк ВТБ Северо-Запад“ спорные инкассовые поручения на взыскание с расчетного счета заявителя задолженности по налогам и пеням, во исполнение требований и решений, относящихся к 2003 - 2005 годам.

На основании исследования и оценки, имеющихся в материалах дела документов судом первой инстанции установлено, что в спорных инкассовых поручениях указаны те же основания взыскания и те же суммы налогов и пеней, что и в инкассовых поручениях, выставленных налоговым органом ранее и возвращенных банком в 2006 году.

Таким образом, инкассовые поручения на
взыскание налогов и пеней выставлены налоговым органом за пределами установленного статьей 46 НК РФ срока и повторно.

Доказательств правомерности повторного выставления инкассовых поручений за пределами общего пресекательного срока взыскания задолженности Инспекция не представила.

С момента возврата первоначальных инкассовых поручений со стороны Инспекции длительное время (1 год и 9 (10) месяцев) не предпринимались меры по повторному направлению в банки, обслуживающие СПК РК “Мурман“, новых инкассовых поручений.

В материалах дела имеется справка налогового органа о том, что на момент закрытия счета в банке ОАО “Монченбанк“ СПК РК “Мурман“ были открыты расчетные и валютные счета в кредитном учреждении - филиал Мурманский ОАО “Банк ВТБ Северо-Запад“ (листы дела 120, 121, 127 том 1). 17.04.2006 года заявителем был открыт расчетный счет в ООО ФКБ “Юниаструм Банк“.

С учетом изложенного, а также в связи с отсутствием в апелляционной жалобе каких-либо пояснений относительно причин бездействия налогового органа по выставлению повторных инкассовых поручений за период с февраля 2006 года по ноябрь, декабрь 2007 года, апелляционная инстанция поддерживает выводы суда о нарушении Инспекцией статей 46 - 48 НК РФ и о незаконности действий налогового органа по выставлению спорных инкассовых поручений, поскольку в рассматриваемом случае инкассовые поручения выставлены за пределами всех разумных сроков, установленных статьями 46 - 48 НК РФ.

Кроме того, судом установлен и не оспаривается ответчиком тот факт, что суммы налогов, взыскиваемые по инкассовым поручениям N 9456, 9457, 9458 от 28.11.2007 года, были уплачены налогоплательщиком по платежным поручениям N 367, 368, 369 от 29.04.2005 года, то есть за 2 года до выставления данных инкассовых поручений, что свидетельствует об исполнении СПК РК “Мурман“ обязанности
по уплате налога, в связи с чем, у инспекции также отсутствовали основания для выставления указанных выше инкассовых поручений.

Также судом установлено, что инкассовым поручением N 3640 от 05.12.2007 года на основании требования N 956 от 12.05.2004 года с заявителя взыскиваются пени в размере 43 093 руб. В то время как в требовании N 956 от 12.05.2004 года (том 1 лист дела 33), данная сумма указана как недоимка по налогу на прибыль. Из представленных в материалы дела документов следует, что данная сумма налога была уплачена путем зачета на основании заключения налогового органа от 07.09.2004 N 1188 и уменьшения, произведенного по декларации за полугодие 2004 года (том 1 листы дела 67, 97, 98), что свидетельствует об отсутствии у заявителя недоимки в указанном размере.

Довод инспекции об отсутствии предмета спора, в связи с отзывом налоговым органом из банка инкассовых поручений N 3640 от 05.12.2007, N 9456, 9457, 9458 от 28.11.2007 года, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что указанные выше инкассовые поручения были отозваны 6 и 10 декабря 2007 года, копии писем об отзыве инкассовых поручений получены СПК РК “Мурман“ 11.12.2007 года. Заявление в суд подано налогоплательщиком 10.12.2007 года.

В данном случае в ходе судебного разбирательства суд установил, что оспариваемые заявителем инкассовые поручения на момент выставления их в банк не соответствовали нормам действующего налогового законодательства.

Устранение обстоятельств, которые нарушали законные интересы и права заявителя, не является основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из пункта 18 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 22.12.2005 N 99 “Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации“ следует, что отмена оспариваемого ненормативного правового акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Следовательно, незаконное выставление налоговым органом инкассовых поручений с момента их выставления нарушало права и охраняемые законом интересы налогоплательщика. В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю суд принял обеспечительные меры в виде приостановления взыскания по оспариваемым инкассовым поручениям (определение суда от 13.12.2007, том 1 листы дела 1 - 3).

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, с учетом фактических обстоятельств, нормы материального и процессуального права не нарушены, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.12.2007 по делу N А42-7168/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи

ЗГУРСКАЯ М.Л.

ПРОТАС Н.И.