Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2008 по делу N А56-17151/2007 Незавершением в установленные сроки в соответствии с частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ таможенного режима, в частности режима переработки на таможенной территории, является невывоз всех товаров, ввезенных на российскую территорию и помещенных под таможенный режим переработки на основании конкретного разрешения, или непомещение их под иной таможенный режим в срок, указанный в этом разрешении.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2008 г. по делу N А56-17151/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2008 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Гафиатуллиной Т.С.

судей Герасимовой М.М., Марченко Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Васюковой В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16118/2007) ООО “Скания-Питер“

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 по делу N А56-17151/2007 (судья Пилипенко Т.А.), принятое

по заявлению ООО “Скания-Питер“

к Санкт-Петербургской таможне

о признании постановления незаконным

при участии:

от заявителя: Жириков И.Е., доверенность от 16.01.2008 N 05

Заинтересованное лицо: Кривцун Т.Б., доверенность от 10.10.2007 N 06-22/15024

установил:

общество с ограниченной
ответственностью “Скания-Питер“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 31.05.2007 N 10210000-105/2007 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 25.10.2007 в удовлетворении требований заявителя отказано, поскольку, по мнению суда, наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, вина заявителя в его совершении подтверждается материалами дела.

В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, вывод таможенного органа о событии правонарушения основан не на бухгалтерской документации, а на письме ООО “Скания-Питер“ N 55 от 03.05.2007 о невозможности достоверно определить, на какой конкретно автобус установлены комплектующие, ввезенные по грузовой таможенной декларации (ГТД) N 10210010/150206/0002469. Кроме того, в основу постановления от 31.05.2007 положено экспертное заключение, не соответствующее требованиям законодательства.

В судебном заседании 17.01.2008 судом апелляционной инстанции был объявлен перерыв до 24.01.2008 15 часов 30 минут для представления сторонами акта сверки количества отходов и остатков, образовавшихся в ходе производства автобусов в соответствии с разрешением на переработку товаров на таможенной территории РФ N 10210000/13026/51/42.

В продолженном 24.01.2008 судебном заседании стороны поддержали свои доводы, соответственно изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Выслушав пояснения сторон, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции находит правовые основания для отмены оспариваемого судебного акта.

Как следует из материалов
дела, обществом было получено Разрешение на переработку товаров на таможенной территории Российской Федерации N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006 (далее - разрешение) со сроком переработки 8 месяцев. Согласно пункту 4 разрешения продуктами переработки являются “Городской автобус марки SCANIA OMNI LINK CL94UB4х2“ в количестве 42 штук стоимостью 228 027 330,60 рубля.

В период действия и на основании разрешения обществом по грузовой таможенной декларации N 10210010/150206/0002469 были ввезены товары “окно автобуса боковое, стеклопакет без рамы“ в количестве 350 штук в режиме “переработка на таможенной территории“, которые, по мнению таможни, не использовались для производства автобусов.

В соответствии со статьями 177, 185 Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации на основании разрешения должен был быть завершен в срок до 17.10.2006 года (по истечении 8 месяцев с момента помещения под таможенный режим “переработки“ первой партии товаров, ввезенных обществом по разрешению N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006).

На момент окончания действия разрешения ООО “Скания-Питер“ с использованием ввезенных комплектующих изготовлено 10 автобусов марки SCANIA OMNI LINK CL94UB4х2. Указанные автобусы оформлены в таможенном режиме экспорта по ГТД N 10210100/260206/0003317 и вывезены с территории РФ в таможенном режиме вывоз продуктов переработки (ЭК - 51).

В ходе проведения таможенной ревизии установлено, что при производстве 10 автобусов из ввезенных в соответствии с разрешением N 10210000/13026/51/42 товаров осталась часть комплектующих, не использованных в производстве. Комплектующие были ввезены для производства 42 автобусов, а фактически изготовлены и вывезены 10 автобусов. Оставшиеся товары не были вывезены с таможенной территории Российской Федерации и не заявлены к иному таможенному режиму.

16.02.2007 таможней по факту незавершения обществом в установленные сроки таможенного режима,
в отношении которого установлено требование о его завершении, в отношении товаров, помещенных под таможенный режим переработки по ГТД N 10210010/150206/0002469, было вынесено определение N 10210000-105/2007 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По окончании расследования 16.04.2007 таможней был составлен Протокол об административном правонарушении в отношении общества по части 3 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения материалов административного дела 31.05.2007 таможней было вынесено Постановление N 10210000-105/2007, которым общество привлечено к административной ответственности.

Не согласившись с вынесенным таможенным органом постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.

В соответствии со статьей 185 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) не позднее дня истечения срока переработки (статья 177) таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.

Если продукты переработки вывозятся с таможенной территории Российской Федерации несколькими партиями, окончательная выверка количества продуктов переработки, указанного в разрешении на переработку товаров, может производиться периодически после вывоза продуктов переработки, но не реже одного раза в три месяца и не позднее 30 дней со дня вывоза последней партии продуктов переработки.

Частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении.

Как следует из материалов дела, товары либо их часть, ввезенные обществом на основании разрешения N 10210000/13026/51/42 от 13.02.2006, в том числе по ГТД N 10210010/150206/0002469, не были вывезены с таможенной территории Российской
Федерации или помещены под иной таможенный режим, что подтверждено Актом общей таможенной ревизии от 31.01.2007 N 10210000/310107/00001.

Таким образом, в действиях общества имело место событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ.

Таможенным органом установлено и заявителем не оспаривается неисполнение норм Таможенного кодекса РФ в части производства выверки количества продуктов переработки.

Между тем незавершением в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении (часть 3 статьи 16.19 КоАП РФ), в частности режима переработки на таможенной территории, является невывоз всех товаров, ввезенных на территорию РФ и помещенных под таможенный режим “переработки“ на основании конкретного разрешения, или непомещение их под иной таможенный режим в срок, указанный в этом разрешении.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что таможней неправильно определена объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ, как незавершение режима переработки товаров, ввезенных по одной ГТД, а не по товарам в совокупности, ввезенным по всем ГТД на основании разрешения.

Акт сверки количества отходов и остатков, образовавшихся в ходе производства автобусов в соответствии с разрешением на переработку товаров на таможенной территории РФ N 10210000/13026/51/42 от 18.01.2008, представленный таможенным органом в судебное заседание, не дает возможности суду определить конкретные автобусы, на которые установлены комплектующие, ввезенные по различным ГТД, в том числе по ГТД N 10210010/150206/0002469, и количество комплектующих, не использованных в производстве автобусов по каждой ГТД.

Кроме того, поскольку частью 3 статьи 16.19 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде штрафа от 1/2 до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения
с их конфискацией или без таковой, таможней в ходе административного расследования должна была быть определена стоимость товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о законности оспариваемого решения Санкт-Петербургской таможни, признав правильным определение размера подлежащего взысканию штрафа.

В силу статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 27.11 КоАП РФ изъятые вещи подлежат оценке, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей. Согласно части 2 названной нормы, стоимость изъятых вещей, на которые установлены государственные регулируемые цены, определяется на основании их рыночной стоимости, которая, в случае необходимости, определяется на основании заключения эксперта.

В рассматриваемом деле об административном правонарушении таможней назначена товароведческая экспертиза товара, производство которой поручено Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате.

Перед экспертом поставлен вопрос об определении свободной рыночной стоимости товара, проходящего по делу об АП N 10210000-105/2007, на внутреннем рынке Санкт-Петербурга по состоянию на 18.10.2006.

Согласно заключению эксперта от 21.05.2007 N 17-0558, рыночная стоимость товара определена на основании определения о возбуждении дела об АП N 10210000-105/2007, копий ГТД N 10210010/150206/0002469, инвойсов N 64446804 от 10.01.2006, CMR N 20140 от 10.01.2006. В качестве источников получения информации эксперт пользовался Методическими материалами по оценке машин, оборудования и транспортных средств, а также сайтами в сети Интернет.

Товар экспертом не осматривался. Оценка товара произведена на основании затратного метода.

Рыночная стоимость товара определена на основе базовой стоимости с учетом дополнительных платежей по приведенной в
заключении формуле.

Согласно заключению эксперта, “в рамках использования затратного подхода для определения рыночной стоимости были исследованы представленные к экспертизе материалы, в том числе платежные документы, по которым осуществлялась закупка данных компонентов и их ввоз для переработки“. Между тем из материалов дела следует, что комплектующие, ввозимые на территорию Российской Федерации, обществом не закупались, платежные документы, подтверждающие закупку данных компонентов, эксперту не представлялись и представлены быть не могли ввиду их отсутствия. Данное обстоятельство не оспаривается и таможенным органом.

Таможня в своих пояснениях указывает на определение экспертом базовой стоимости исходя из данных официальных сайтов.

Однако в самом заключении не отражено, какие сайты какую информацию относительно стоимости конкретных товаров содержат.

Более того, из заключения не видно, что используемые экспертом в качестве источника получения информации сайты в сети Интернет отражают данные относительно стоимости исследуемых товаров применительно к рынку Санкт-Петербурга.

При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что стоимость товара для целей исчисления штрафа определена по правилам части 2 статьи 27.11 КоАП РФ, является неправомерным.

Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности, отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с
правилами главы 7 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, если установит, что отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности.

Поскольку таможенным органом также не доказан размер взыскиваемого административного штрафа, постановление о привлечении общества к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 1 061 630 руб. является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 года по делу N А56-17151/2007 отменить.

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении N 10210000-105/2007 от 31 мая 2007 года.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.

Судьи

ГЕРАСИМОВА М.М.

МАРЧЕНКО Л.Н.