Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 10.12.2008 N ГКПИ08-1945 Заявление о ликвидации организации удовлетворено, так как ликвидация общественной организации является необходимой мерой защиты нарушенных в результате деятельности этой организации прав и законных интересов других лиц.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2008 г. N ГКПИ08-1945

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации Н.К. Толчеева

при секретаре Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации о ликвидации Общероссийской общественной организации “Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка“,

установил:

Генеральный прокурор Российской Федерации обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации Общероссийской общественной организации “Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка“ (зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 31 августа 2000 г., регистрационный номер 3935; включена в Единый государственный реестр юридических лиц, основной государственный регистрационный номер 1027739380151; сокращенное наименование согласно уставу - ООО “АБОП“) за
неоднократные и грубые нарушения федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, систематическое осуществление деятельности, противоречащей ее уставным целям. Нарушения, как указано в заявлении, выразились в том, что названная общественная организация позиционирует себя как государственную структуру, наделенную соответствующими полномочиями, имеет символику, совпадающую с государственной символикой Российской Федерации и не зарегистрированную в установленном порядке, выдает служебные и иные удостоверения, аналогичные удостоверениям государственного образца, использует наименования, не предусмотренные уставом, создавая видимость государственного статуса, учредила и вручала награды, имеющие схожее название и внешнее сходство с государственными наградами, присваивала звания действительного члена Академии и член-корреспондента Академии, не являясь общественной академией наук, а также ученые степени и ученые звания, ввела форму одежды и воинские звания, идентичные государственным, своевременно не представляла информацию о продолжении своей деятельности и об изменении адреса, нарушала принцип равенства членов общественной организация, освобождая отдельных граждан от уплаты вступительного и членского взносов, образовала коммерческие структуры и получила две лицензии на занятие деятельностью, не указанной в уставе.

Министерство юстиции Российской Федерации в письменном отзыве на заявление считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, учитывая системность нарушений Академией и ее региональными отделениями норм действующего законодательства.

Президент ООО “АБОП“ Ш., полномочия которого сохраняются в силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона “О некоммерческих организациях“ до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, связанных со сменой единоличного исполнительного органа, в письменных возражениях отрицает указанные в заявлении прокурора нарушения, положительно оценивая деятельность возглавляемой им общественной организации. Вместе с тем указывает на то, что деятельность ООО “АБОП“ стала предметом инсинуаций, публикаций в зарубежных и российских СМИ, вследствие чего наносится вред
авторитету страны в целом и ее государственным органам, к настоящему времени деятельность фактически прекращена, считает принятие решения о ликвидации общественной организации разумным и правильным.

Представители ООО “АБОП“ Т. и К. по доверенностям, выданным С., исполняющим в соответствии с пунктом 5.3 устава по решению президиума Академии от 31 октября 2008 г. обязанности президента данной общественной организации до внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, заявленное требование не признали. В своих возражениях сослались на то, что приведенные прокурором факты нарушения закона не подтверждены допустимыми доказательствами, закон не запрещает использовать символы и атрибуты государственной власти и не обязывает общественные объединения регистрировать свою символику, на бланках Академии изображен товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, удостоверения, свидетельства и другие документы, выдаваемые Академией, прав и обязанностей не порождают, предназначены для внутреннего употребления, сокращенное наименование Академии - “АБОП“ отражено в свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и в самом реестре, представленные вещественные доказательства (медали, дипломы, нагрудные знаки) не имеют юридической силы как добытые с нарушением закона, принадлежат Автономной некоммерческой организации “Национальный комитет общественных наград“. Пояснили также, что Академия награждала достойных граждан различными знаками общественного признания, присваивала общественные звания, степени, не влекущие обязательств государства, представительская одежда Академии существенно отличается от военной формы, закон не запрещает выдачу служебных удостоверений, сходных с государственными удостоверениями, требования о ликвидации общественной организации по основаниям непредставления сведений об изменении ее места нахождения и ежегодной информации о продолжении деятельности, осуществления деятельности, противоречащей уставным целям, могут быть предъявлены только регистрирующим органом, ООО “АБОП“ устранила в своей деятельности все, что прокурор
считает нарушением закона.

Выслушав объяснения представителей Генерального прокурора Российской Федерации К.В.И., К.В.А., М.Е., Шам., Шап. и Министерства юстиции Российской Федерации Д., возражения представителей Общероссийской общественной организации “Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка“ Т., К., показания свидетелей, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях“ (в ред. от 02.02.2006 г.) основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в частности, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации.

По настоящему делу установлены обстоятельства, которые закон признает основанием ликвидации общественного объединения.

Федеральный закон “Об общественных объединениях“, закрепляя право общественных объединений иметь флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику, предусматривает, что их символика не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 24); определяя права и обязанности общественного объединения при использовании своего названия, устанавливает, что официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму (статья 28); обязывает общественное объединение соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении
своей деятельности, а также информировать этот орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в состав которых входят сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа юридического лица, в течение трех дней с момента таких изменений (статья 29).

В нарушение указанных законоположений используемая ООО “АБОП“ символика не прошла государственную регистрацию, несмотря на прямое предписание закона и пункта 1.7 устава этой общественной организации, служебное удостоверение, удостоверения профессора, члена-корреспондента и академика организации содержат на первой странице обложки искаженное изображение Государственного герба Российской Федерации. Ссылка на то, что на документах нанесен товарный знак Академии, зарегистрированный в установленном порядке, не может приниматься во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождало от обязанности произвести государственную регистрацию используемой символики, действие свидетельства на товарный знак (знак обслуживания) распространяется лишь в отношении товаров, услуг, перечисленных в этом свидетельстве.

В кабинете президента ООО “АБОП“, как видно из его письменных объяснений, находился Государственный герб Российской Федерации, на вывески с наименованием Академии был размещен Государственный флаг Российской Федерации, который использовался более 4-х лет (т. 1, л.д. 193 - 194).

Эмблема Академии, вопреки требованиям статьи 8 Федерального конституционного закона “О Государственном гербе Российской Федерации“, построена с использованием Государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы. Во многих наградах, учрежденных Академией, применены указанная эмблема либо эмблемы федеральных органов исполнительной власти, часть наград имеет названия или внешний вид, сходные с названиями или внешним видом государственных наград Российской Федерации или СССР, что противоречит требованиям пункта 19 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации
от 2 марта 1994 г. N 442 (в редакции последующих Указов), запрещающего учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами.

Данные обстоятельства подтверждены заключением Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, утвержденным его председателем. В заключении подробно проанализированы изображения на печати, бланках, удостоверениях организации, отличительные признаки наград и эмблемы Академии в сопоставлении с государственными наградами и символикой. В частности, выявлено размещение на удостоверениях, выдаваемых организацией, искаженного изображения Государственного герба Российской Федерации, отмечено, что эмблема, используемая организацией, в том числе на печати, бланках и служебных удостоверениях, представляет собой двуглавого орла, изображение которого построено с использованием Государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы. Перечислены награды Академии с указанием, в чем конкретно заключается их сходство с соответствующими государственными наградами Российской Федерации и СССР. Так, имеют сходство по названию, внешнему виду либо конструкции с государственными наградами: медаль Золотая Звезда “Честь, гордость и слава России“ с медалью Золотая Звезда к званию Герой Социалистического Труда, орден Святого князя Александра Невского с орденом Александра Невского, орден Великая Победа с орденом Победы; построены на основе элементов, являющихся принадлежностью государственных наград, награды орден М.В. Ломоносова, орден Н.И. Пирогова, орден Адмирала Н.Г. Кузнецова, орден Петра Великого, орден Меценат России (имеющего также официальный символ пограничных войск и служб ФСБ России), орден Дмитрия Донского, орден А.М. Горчакова и др.; содержат элементы государственных наград и наград федеральных органов исполнительной власти: медаль Мир и дружба, медаль “За укрепление государства Российского“, медаль ордена Великая Победа, медаль лауреата премии имени Г.К. Жукова и др.

Довод представителей ООО “АБОП“ о том, что указанное
заключение нельзя признать доказательством, как не отвечающее требованиям, предъявляемым к судебно-экспертной деятельности, необоснован. Этот документ является заключением государственного органа, данным в пределах его компетенции, а не заключением судебной экспертизы. Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 1999 г. N 856, образован в целях проведения единой государственной политики в области геральдики (пункт 1); в состав его основных задач входит проведение геральдической экспертизы материалов, касающихся учреждения и использования официальных символов и отличительных знаков, и подготовка соответствующих заключений (пункт 4); документы Совета подписывает председатель Совета (пункт 7), что и соблюдено в данном случае.

Заключение Геральдического совета подтверждается исследованными в судебном заседании подлинными бланками, печатями, удостоверениями, дипломами, знаками и наградами организации, которые содержат признаки, отраженные в заключении, часть наград сходна по названию с наградами, входящими в систему государственных наград в соответствии с пунктом 27 вышеупомянутого Положения о государственных наградах Российской Федерации. Представители Академии не указали об ошибочности какого-либо пункта заключения либо о неправильном отражении в нем отдельных признаков наград. Заключение Д. относительно отдельных наград нельзя признать убедительным, ему не предоставлено право подписания документов от имени Геральдического совета, изложенное им мнение не основано на анализе внешних признаков государственных наград. Свидетели Р. и М. - герои России, длительное время состоящие на военной службе, показали, что генеральская форма АБОП, медаль Золотая Звезда и орден Великая Победа у гражданина были восприняты ими как соответствующие военная форма и государственные награды, различия проявляются только при рассмотрении их вблизи.

Факт незаконного учреждения и изготовления знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с
государственными наградами, подтвержден и вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 365 района Хамовники г. Москвы от 9 октября 2008 г., которым президент ООО “АБОП“ Ш. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 17.11 КоАП РФ.

Утверждения представителей ООО “АБОП“ на недопустимость представленных суду вещественных и письменных доказательств в связи с отсутствием у прокурора полномочий на проведение проверки соблюдения закона общественной организацией и нарушением порядка их изъятия, не соответствуют действительности. Полномочия прокурора осуществлять надзор за соблюдением законов общественными объединениями, проводить проверки, требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений вытекают из взаимосвязанных положений статей 38, 44 Федерального закона “Об общественных объединениях“, статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“. Письменные и вещественные доказательства, как следует из материалов дела, переданы прокурору президентом Академии.

Довод о том, что награды принадлежат Автономной некоммерческой организации “Национальный комитет общественных наград“, не опровергает вышеизложенные выводы. Из представленных суду доказательств видно, что ООО “АБОП“ учредила названную коммерческую организацию для осуществления наградной деятельности, назначила ее руководителя и финансировала ее уставную деятельность. Награды учреждались и вручались в соответствии с совместными решениями Академии и Комитета, что явствует из объяснений президента ООО “АБОП“ от 24.09.2008 г., описаний ряда наград, утвержденных президиумами Академии и Комитета, ходатайств о награждении, которые направлялись непосредственно в руководящие органы Академии и воспринимались как награждение по линии Академии (т. 1, л.д. 195, т. 2 л.д. 1 - 42, т. 3, л.д. 42 - 88). Часть наград имеет эмблему ООО “АБОП“, о чем сказано выше.

Доказано и использование Академией на бланках, удостоверениях и других исходящих от
нее документах наименования, не предусмотренного уставом, без указания организационно-правовой формы. То обстоятельство, что в Едином государственном реестре юридических лиц указано сокращенное наименование организации “АБОП“, не освобождало Академию от обязанности обозначать свое наименование в соответствие с пунктом 1.8 своего устава 2005 г., где организационно-правовая форма включена в наименование, а такое сокращенное наименование как “Академия проблем безопасности, обороны правопорядка“, наиболее часто употребляемое в дипломах, удостоверениях, документах и переписке, отсутствует.

Подобное нарушение является существенным, особенно с учетом того, что дипломы о присуждении ученых степеней кандидата и доктора наук, служебные удостоверения имеют под защитной сеткой надпись “Российская Федерация“, заверялись печатями с изображением эмблемы, построенной с использованием Государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы (т. 2, л.д. 145, т. 4 л.д. 130 - 132). При этом нет ни единой отметки, позволяющей судить, что дипломы или удостоверения исходят от общественной организации.

На лицевой стороне обложек удостоверений профессора, члена-корреспондента, академика и служебного удостоверения помещено искаженное изображение Государственного герба Российской Федерации. Это обстоятельство имеет особое значение относительно служебного удостоверения, поскольку в совокупности с вклеенной в него фотографией лица в форме, с указанием его специального звания, аналогичного воинскому званию, оттиском вышеуказанной печати, при отсутствии упоминания об организационно-правовой форме организации и наличии надписи “Российская Федерация“ под защитной сеткой создается впечатление о принадлежности удостоверения лицу, проходящему военную либо правоохранительную службу и обладающему государственными полномочиями. Вследствие этого имеется возможность оценки неправомерных действий лица, обладающего таким удостоверением, исходящими как от государственного служащего, что приводит к дискредитации государственной власти.

Не предусмотрена и служба в общественных объединениях, в связи с прохождением которой присваиваются классные чины, дипломатические ранги,
воинские и специальные звания (статья 13 Федерального закона “О системе государственной службы Российской Федерации“). Между тем ООО “АБОП“ ввела специальные звания, которые, по своей сути, не являются общественными, а дублируют звания, предусмотренные для лиц, проходящих федеральную государственную службу. При этом в пункте 1 Положения о специальных званиях Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, утвержденного решением президиума ООО “АБОП“ от 15 ноября 2004 г. отмечено, что Положение по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации определяет порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава АБОП, тогда как согласия Геральдического совета не имеется, а с Минобороны России согласован не порядок присвоения специальных званий, а представительская форма (т. 1, л.д. 96 - 115). Представительская форменная одежда ООО “АБОП“ по внешнему виду сходна с формой лиц, проходящих военную или правоохранительную службу, что противоречит требованиям статьям 39, 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“. Тем более что представительская форма предусматривает ношение погон с указанием звания, на ее пуговицах изображен Государственный герб Российской Федерации.

ООО “АБОП“ также грубо нарушены статья 4 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике“, устанавливающая порядок определения правовых основ оценки квалификации научных работников и специалистов научной организации и критериев этой оценки, а также обеспечение их государственной системой аттестации, и принятое в соответствии с ней постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74, которым утверждены Единый реестр ученых степеней и ученых званий и Порядок присуждения ученых степеней. В противоречие с названными нормативными правовыми актами Академией самостоятельно были учреждены и присваивались ученые степени кандидата и доктора наук, ученое звание профессора, с выдачей вышеописанных удостоверений и дипломов, не позволяющих определить общественный характер присужденных степеней и званий. Такой же вывод содержится в заключении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (т. 3, л.д. 200 - 203).

Пункт 9 статьи 4 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике“ допускает создание научными работниками общественных академий наук. Несмотря на то, что ни в наименовании, ни в уставе ООО “АБОП“ не указано о ее создании в таком качестве, организацией присваивались звания члена-корреспондента и академика, с выдачей удостоверений, затрудняющих определение их принадлежности к общественной организации.

Допускались и иные нарушения законодательства Российской Федерации, в частности, нарушался принцип равенства членов общественной организации по вопросам уплаты вступительных и членских взносов, не соблюдались требования закона о своевременном извещении регистрирующего органа об изменения адреса (места нахождения), учреждались представительства и структурные подразделения, не обозначенные в уставе. В то же время суду не представлено доказательств о занятии предпринимательской деятельностью, выдача государственным органом общественной организации двух лицензий не свидетельствует о ведении такой деятельности.

ООО “АБОП“ неоднократно предупреждалась регистрирующим органом о недопустимости использования печати с изображением государственной символики Российской Федерации и необходимости регистрации имеющейся у общественной организации символики, об обязанности указывать на учрежденных печати и бланка принадлежность к общественной организации, о выполнении требований о своевременном уведомлении об изменении своего адреса (т. 1, л.д. 83 - 89, 95). Направленные предупреждения в судебном порядке обжалованы не были, допущенные нарушения, касающиеся использования символики, печати и бланка организации, как показала проведенная прокурором проверка, устранены не были.

Президиум ООО “АБОП“ признал большинство указанных нарушений законодательства Российской Федерации, постановив на своем заседании от 11 ноября 2008 г.: 1) запретить использование и воспроизведение Государственного герба России в деятельности Академии; 2) поручить подготовить предложения о создании комиссии по подготовке и регистрации символики Академии; 3) отменить все решения об учреждении наград; 4) прекратить присвоение специальных и почетных званий и степеней АБОП; 5) указывать наименование Академии в строгом соответствии с действующим законодательством; 6) внести изменения в описание представительской форменной одежды, установив пуговицы с изображением пятиконечной звезды.

Однако указанное решение не свидетельствует о фактическом устранении допущенных нарушений, в частности об изъятии и уничтожении всех незаконно выданных удостоверений, дипломов, наград, и не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления. Допущенные нарушения законодательства Российской Федерации являются грубыми и неоднократными, в результате этих нарушений в стране и за рубежом было системно сформировано мнение об ООО “АБОП“ как о структуре, реализующей государственные функции, в связи с чем ликвидация общественной организации является необходимой мерой защиты нарушенных в результате деятельности этой организации прав и законных интересов других лиц.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить. Ликвидировать Общероссийскую общественную организацию “Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка“, основной государственный регистрационный номер 1027739380151.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.