Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2008 по делу N А11-7955/2007-К1-15/151,278 В иске о взыскании задолженности по оплате отпущенной тепловой энергии отказано, поскольку метод расчета потребленной энергии, произведенный истцом, противоречит действующему законодательству и не предусмотрен договором.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 г. по делу N А11-7955/2007-К1-15/151,278

Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2008 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ершовой О.А.,

судей Родиной Т.С., Аксеновой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипачевой Л.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива N 4, г. Ковров, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.06.2008 по делу N А11-7955/2007-К1-15/151,278, принятое судьей Бутиной И.Н., по иску открытого акционерного общества “Ковровская энергетическая компания“, г. Ковров, к жилищно-строительному кооперативу N 4, г. Ковров, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований
относительно предмета спора: администрации города Коврова Владимирской области, г. Ковров, Управления городским хозяйством администрации города Коврова Владимирской области, о взыскании 41 423 руб. 84 коп.,

при участии: от заявителя - Аксеновой Н.А. (выписка из протокола N 2 от 28.06.2006) Ф.И.О. по доверенности от 10.11.2008, сроком действия на 1 год;

от истца - Дубовой М.В. по доверенности от 29.12.2007, сроком на 1 год, Прохоровой Н.А. по доверенности от 29.12.2007, сроком на 1 год;

от администрации г. Коврова - не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания;

от управления городским хозяйством администрации г. Коврова - не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания,

установил:

открытое акционерное общество “Ковровская энергетическая компания“ (далее - ОАО “Коэнкомп“) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с уточненным иском к жилищно-строительному кооперативу N 4 (далее - ЖСК N 4) о взыскании задолженности по оплате отпущенной ответчику в период с 01.01.2005 по 31.12.2005 тепловой энергии в сумме 7 838 руб. 36 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 257 руб.; задолженности по оплате отпущенной в период с 01.01.2007 по 28.02.2007 тепловой энергии в сумме 28 069 руб. 42 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 140 руб. 50 коп.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 19.06.2008 иск удовлетворен частично. Взысканы с жилищно-строительного кооператива N 4, Владимирская обл., г. Ковров, в пользу открытого акционерного общества “Ковровская энергетическая компания“, Владимирская обл., г. Ковров, задолженность в размере 20 247 руб. 76 коп., госпошлина в сумме 809 руб. 91 коп. В части взыскания 19 057 руб. 52 коп.
в иске отказано. В остальной части производство по делу прекращено.

Не согласившись с принятым решением, жилищно-строительный кооператив N 4, г. Ковров, обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятое решение в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель ссылается на то, что суд ошибочно определил способ определения количества тепловой энергии на основании Временных рекомендаций по формированию баланса спроса и предложения департамента топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области от 17.03.2004 N 5/11 как не противоречащий действующему законодательству и договору, так как такой порядок расчета не был предусмотрен договором. Кроме того, указанные рекомендации в 2005 году не действовали.

Также указывает, что судом ошибочно указана ссылка на расчет количества тепловой энергии на горячее водоснабжение, так как оно в доме отсутствует, в каждой квартире установлены водонагреватели.

Просит отменить решение в части применения расчета количества теплоэнергии, в иске ОАО “Ковэнкомп“ отказать.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что такой порядок расчета количества тепловой энергии не был предусмотрен договором. ЖСК N 4 оплачивало полученную энергию на основании нормативов, утвержденных органами местного самоуправления, что соответствует Жилищному кодексу Российской Федерации.

Представитель истца в представленном отзыве и в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонил, считает, что объем тепловой энергии произведен согласно Временным рекомендациям по формированию баланса спроса и предложения департамента топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области от 17.03.2004 N 5/11, что не противоречит действующему законодательству и договору. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третьи лица в судебное заседание не явились, отзыва не представили, надлежащим образом извещены о месте и времени
судебного заседания.

В порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд откладывал судебное заседание по ходатайству сторон до 22.09.2008 и до 17.10.2008.

После этого лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, по имеющимся материалам дела.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ОАО “Коэнкомп“ и ЖСК N 4 заключен договор N ЖСК-3 от 01.10.2003, согласно пунктам 1.1, 2.1.1, 2.2.1 которого теплоснабжающая организация обязуется на время отопительного сезона подавать тепловую энергию на отопление жилого дома N 20 по улице Киркижа в городе Коврове в количестве 321,1500 Гкал за отопительный сезон, а потребитель обязуется принять и оплатить потребленную тепловую энергию. При отсутствии приборов учета учет отпускаемого тепла производится расчетным путем за каждый месяц.

В соответствии с пунктом 3.4.1 договора теплоснабжающая организация в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, предъявляет на расчетный счет потребителя счет-фактуру и платежное требование к нему на сумму фактически оказанных услуг по настоящему договору.

Потребитель обязан произвести оплату тепловой энергии в трехдневный срок с момента предъявления счета-фактуры (пункт 3.4.2 договора).

Пунктом 8.3 договора предусмотрено, что договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон
не заявит о его прекращении, изменении или заключении нового договора.

С учетом изложенного, поскольку дополнительные соглашения, подготовленные истцом, не были подписаны со стороны ответчика, судом правильно установлено, что отношения между ОАО “Ковэнкомп“ и ЖСК N 4 регулировались договором N ЖСК-3 от 01.10.2003.

В то же время судом сделан ошибочный вывод о том, что 01.10.2006 между сторонами заключен новый договор N ЖСК-4-06, содержащий аналогичные условия. В соответствии со статьей 161 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки юридических лиц между собой должны совершаться в письменной форме.

В силу статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Исходя из смысла правил заключения договора энергоснабжения, установленных параграфом 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор теплоснабжения между юридическими лицами заключается в письменной форме.

В материалах дела имеется ксерокопия договора от 01.10.2006 N ЖСК-4-06, не подписанного сторонами, что не может свидетельствовать о заключении договора.

Согласно изменениям в приложении N 1 к дополнительному соглашению N 1 от 20.11.2006 к договору N ЖСК-4-06 от 01.10.2006 истец принял на себя обязательство подавать в 2007 году тепловую энергию на отопление жилого дома N 20 по улице Киркижа в городе Коврове в количестве 341,73 Гкал, из них 64,93 Гкал - в январе, 58,09 Гкал - в феврале 2007 года.

Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора. В связи с тем, что договор сторонами не подписан, следовательно, не соблюдена письменная форма договора, дополнительные соглашения к незаключенному договору не имеют юридической силы.

В то же время ОАО
“Ковэнкомп“ в течение 2005 года, в январе - феврале 2007 года отпустило тепловую энергию для отопления указанного выше жилого дома, в том числе 325,23 Гкал в 2005 году, 120,49 Гкал в 2007 году, предъявив к оплате счета-фактуры на общую сумму 193 102 руб. 26 коп. в 2005 году, 96 883 руб. 27 коп. в 2007 году.

Ответчик получение теплоэнергии в спорный период не отрицает. Спор у сторон возник по применению тарифа и по количеству потребленной энергии.

По сведениям ОАО “Ковэнкомп“ оплата задолженности за спорный период была произведена частично: в сумме 185 263 руб. 90 коп. - в 2005 году, 67 421 руб. 45 коп. - в 2007 году.

В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по оплате долга истец обратился в суд с иском о взыскании непогашенной задолженности в сумме 35 907 руб. 78 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 397 руб. 50 коп.

В расчете стоимости отпущенной в 2005 году тепловой энергии истец применил тариф в размере 503 руб. 17 коп. за 1 Гкал без учета НДС, установленный на указанный период решением правления департамента государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области от 14.10.2004 N 36/6.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из материалов дела следует, что приборов учета энергии у ответчиков не имеется, оплата до 2006 года производилась по нормативам
потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.

Договором N ЖСК-3 от 01.10.2003 предусмотрено, что при отсутствии приборов учета количество потребленной энергии определяется расчетным путем. Однако в каком порядке и в соответствии с какими правилами будет производится расчет, не оговорено.

Истец расчет потребленной энергии произвел на основании “Временных рекомендаций по формированию баланса спроса и предложения на тепловую энергию“, утвержденных решением департамента государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области от 17.03.2004 N 5/11.

Однако данный метод расчета противоречит действующему законодательству и не предусмотрен договором от 01.10.2003 N ЖСК-3.

Кроме того, данные рекомендации утратили силу 05.11.2004 в связи с изданием решения департамента государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области N 41/1.

В существующей ситуации тепловую энергию фактически потребляет население. Ответчик является посредником в отношениях между энергоснабжающей организацией и населением, проживающим в жилом доме.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показанием приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ответчик осуществлял оплату за потребленную энергию в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного истцу надлежало определить количество поданного тепла потребителю расчетным путем с применением утвержденных органом местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, оказываемых населению.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то
государственными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ в редакции постановления от 20.08.2001 N 593 утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов Федерации. В этот Перечень включены и услуги по теплоснабжению.

Из содержания статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ следует, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом Владимирской области от 29.05.1997 N 24-ОЗ “О местном самоуправлении во Владимирской области“ тарифы на тепловую энергию для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности, утверждаются органами местного самоуправления.

В силу статьи 1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ под потребителем понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099 и действовавшим в спорный период, исполнителями услуг по теплоснабжению, энергоснабжению для потребителей-граждан, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности, являются ТСЖ и
другие объединения собственников, которым передано право управления многоквартирным домом.

Из материалов дела усматривается, что тепловая энергия поставлялась не для собственных нужд ЖСК N 4, а для потребления ее гражданами, проживающими в жилом доме.

Ответчик не является перепродавцом энергии, а выполняет функции посредника в отношениях между теплоснабжающей организацией и населением.

Кроме того, как следует из имеющихся в деле документов, истец оказывал услуги по передаче тепловой энергии по арендуемым тепловым сетям. Условие пункта 3.1 договора N ЖСК-3 от 01.10.2003 предусматривает применение при расчетах тарифов, утвержденных органами местного самоуправления.

При названных обстоятельствах правовые основания для применения в 2005 году в расчетах с ответчиком тарифов, установленных департаментом государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области, у истца отсутствовали.

Как следует из постановления главы администрации города Коврова от 27.12.2004 N 1827, стоимость 1 Гкал тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения города Коврова составила в 2005 году - 545 руб. 59 коп. (с учетом НДС), тогда как истец применил тариф в размере 503 руб. 17 коп. за 1 Гкал (без учета НДС), установленный решением правления департамента государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации Владимирской области от 14.10.2004 N 36/6.

Требование истца в части взыскания с ЖСК N 4 процентов за пользование чужими денежными средствами суд первой инстанции правильно с учетом положений статей 395, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации счел необоснованным.

Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Исходя из смысла
приведенной нормы данная мера ответственности применяется лишь при наличии факта неправомерного пользования ответчиком денежными средствами истца.

Вместе с тем суд принял во внимание, что свою деятельность ЖСК осуществляет за счет средств, поступающих от членов кооператива в виде вступительных и иных взносов, обязательных платежей за коммунальные услуги, взносов на текущий и капитальный ремонт, пожертвований или иных благотворительных источников. Для применения ответственности в виде уплаты процентов необходимо установить факт пользования должником денежными средствами, предназначенными кредитору. Согласно Уставу ЖСК N 4 не является коммерческой организацией, его обязательства по договору теплоснабжения не связаны с предпринимательской деятельностью.

Таким образом, ответчик мог отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными от жильцов дома за коммунальные услуги. В деле отсутствуют какие-либо доказательства наличия достаточных для погашения долга денежных средств на расчетном счете ответчика, которыми он неправомерно пользовался и извлекал доход. В судебном заседании ответчик пояснил, что сумма задолженности ответчиком перечислялась истцу по мере поступления денежных средств от жильцов дома, своих денежных средств ЖСК не имеет (протокол судебного заседания от 03.03.2008).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции не нашел оснований для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, иных требований (в том числе о взыскании неустойки, предусмотренной договором) истец не заявлял.

При указанных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 19.06.2008 по делу N А11-7955/2007-К1-15/151,278 отменить.

В удовлетворении исковых требований открытому акционерному обществу “Ковровская энергетическая компания“, г. Ковров Владимирской области, отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Ковровская энергетическая компания“, г. Ковров Владимирской области, в пользу жилищно-строительного кооператива N 4, г. Ковров Владимирской области, 1000 (одну тысячу) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

О.А.ЕРШОВА

Судьи

Т.С.РОДИНА

Г.А.АКСЕНОВА