Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 26.11.2008 N 25-Г08-10 Об оставлении без изменения решения Астраханского областного суда от 01.09.2008, которым отказано в удовлетворении заявления о признании утратившим силу постановления правительства Астраханской области от 23.01.2007 N 5.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 г. N 25-Г08-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова

судей Г.В. Макарова, В.П. Меркулова

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению мэра города Астрахани об оспаривании постановления Правительства Астраханской области N 282-П от 9 июня 2008 г. “О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 23 января 2007 г. N 5“ по кассационной жалобе администрации города Астрахани на решение Астраханского областного суда от 1 сентября 2008 г., которым постановлено “Заявление Мэра города Астрахани об оспаривании постановления Правительства Астраханской области N 282-П от 9 июня 2008 г. “О признании утратившим
силу постановления Правительства Астраханской области от 23 января 2007 г. N 5“ оставить без удовлетворения“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителя службы по тарифам Астраханской области Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Мэр города Астрахани обратился в Астраханский областной суд с вышеуказанным заявлением, мотивировав его тем, что оспариваемое постановление не соответствует Указу Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“, Федеральному закону от 06.10.03 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и необоснованно возлагает решение вопроса об установлении тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом на Муниципальное образование “Город Астрахань“, чем нарушается компетенция последнего, поскольку согласно указанных выше нормативных актов вопрос регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа отнесен к компетенции субъекта Российской Федерации и что прямо установлено п. 55 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“.

По делу постановлено приведенное выше решение Астраханского областного суда.

В кассационной жалобе администрации г. Астрахани указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене как вынесенного с нарушением норм материального права и принятии нового - об удовлетворении заявления. Основанием жалобы (помимо мотивов, отмеченных при обращении в суд)
указывается то, что судом неправомерно применены нормы Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления“, поскольку к муниципальному образованию “Город Астрахань“, как и к ряду других муниципальных образований РФ, нормы этого закона не подлежат применению. Ссылкой на пункт 2.1 статьи 83 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ отмечается, что положения настоящего Федерального закона, в том числе установленные абз. 1 части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи, в силу которых в переходный период законом субъекта РФ определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с данным законом, а также порядок их решения органами местного самоуправления муниципальных районов. В Астраханской области эти отношения регулируются Законом от 26.12.2005 г. N 77/205-03 “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений Астраханской области“, определяющим порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2008 г., но в Перечень вновь образованных поселений муниципальное образование “Город Астрахань“ не входит. Устав муниципального образования “Город Астрахань“ был принят Астраханским городским Представительным Собранием 20.12.1995 г., задолго до опубликования Федерального закона N 131-ФЗ. В силу п. 2 ст. 84 данного Федерального закона (N 131-ФЗ) органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные до вступления в силу главы 12 закона, а также избранные в соответствии с абз. 1 ч. 1 настоящей статьи, с 1 января 2006 г. осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения
в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом статуса соответствующего муниципального образования, установленного законом субъекта Российской федерации. Органы местного самоуправления и должностные лица органов местного самоуправления муниципального образования “Город Астрахань“ были избраны в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 84 Федерального закона N 131-ФЗ, следовательно их полномочия, в том числе и по вопросу установления тарифов на услуги должны регламентироваться нормами этого закона (пункт 4 части 1 ст. 17), а не федеральным законом N 154-ФЗ.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также этим Указом предусмотрено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (пункт 1) утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском,
включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Исходя из указанного, государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) относится к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, что однако, применительно к обстоятельствам данного дела, не указывает на нарушение компетенции органа местного самоуправления по вопросу установления цен и тарифов на услуги транспорта общего пользования либо иных прав органа местного самоуправления в связи с принятием оспариваемого нормативного акта.

Из материалов дела следует, что в соответствии с вышеуказанными нормативными актами, в том числе, п. 55 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ, постановлением Правительства Астраханской области от 23 января 2007 г. N 5-п был установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом по городу Астрахани. Отменяя данное постановление, Правительство Астраханской области действовало в пределах своей компетенции, так как в соответствии со ст. 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 20 июня 2003 г. N 17/200303 “О нормативных правовых и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области“ нормативный правовой акт или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случае признания нормативно правового и иного правового акта или его отдельных положений утратившим силу принявшим его органом государственной власти. С учетом изложенного, правительство Астраханской области вправе было отменить ранее принятое
им же постановление.

Оспариваемым постановлением не нарушена и компетенция Муниципального образования “Город Астрахань“, так как анализ данного акта указывает на то, что содержащаяся в нем рекомендация об установлении муниципальным образованием “Город Астрахань в шестидесятидневный срок тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа электрическим транспортом императивного характера не носит. Органы местного самоуправления вправе принимать решения по вопросам регулирования цен (тарифов) муниципальных предприятий в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, как от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, так и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Пункт 1 ст. 31 ФЗ N 154 от 28.08.1995 г. предусматривает, что органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты о их деятельности.

Статьи 14, 15, 16, 17 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения относят владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения на территории местного самоуправления; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Уставом МО “г. Астрахань“ (ст. 13) предусмотрено, что полномочиями органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения являются - создание муниципальных предприятий и учреждений, ...; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Судом установлено и не является спорным обстоятельством то,
что городской электрический транспорт представлен только одним предприятием (МУ ТТП г. Астрахани), являющимся муниципальной собственностью. Решением Совета МО “г. Астрахань“ от 27.12.2005 г. N 235 был утвержден тариф на проезд пассажиров и провоз багажа в городском электрическом транспорте, применявшийся до постановления Правительства Астраханской области от 23.01.2007 г. N 5-п.

Оспариваемое заявителем постановление в части цен и тарифов носит рекомендательный характер, не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по их регулированию, то есть не ущемляет прав местного самоуправления, в связи с чем вывод суда является правильным.

Обоснованность вывода суда первой инстанции подтверждается и тем, что в соответствии с п/п 6 п. 10 ст. 35 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (наряду с другими вопросами) находится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Как отмечено выше, рассматриваемый вопрос о тарифах касается транспортного предприятия, являющегося собственностью МО “г.Астрахань“, а следовательно, последнее вправе регулировать тарифы и цены за предоставляемые услуги и ссылка кассатора на п. 4 ч. 1 ст. 17 указанного федерального закона (N 131-ФЗ) является несостоятельной. Частью 1 ст. 83 настоящего закона предусмотрено, что он, за исключением положений, для которых настоящей главой (гл. 12) установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2009 г. Положения закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 г. до окончания переходного периода в части не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей
статьи (п. 2.1). Абзацем первым части 3 настоящей статьи (83) установлено, что положения статей 11 - 16, 34 - 37, 50 данного закона вступают в силу со дня официального опубликования закона и до 1 января 2006 г. применяются исключительно к правоотношениям, возникающим в силу требований статей 84 и 85 закона. В силу указанного выше, нельзя признать обоснованным довод кассатора о неправомерности применения по делу ФЗ N 154-ФЗ от 28.08.95 г. и постановлении решения без учета положения п. 4 ч. 1 ст. 17 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.03 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Астраханского областного суда от 1 сентября 2008 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г. Астрахани - без удовлетворения.