Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 по делу N А43-11804/2008-16-278 Постановление о привлечении к административной ответственности за непринятие надлежащих мер по координации работ по поддержанию чистоты и порядка на территории муниципального образования отменено в связи с тем, что заявитель уже был привлечен к административной ответственности за данное правонарушение.

Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 N А43-11804/2008-16-278 в данном постановлении исправлена опечатка - в указании даты принятия постановления вместо “26 сентября 2008 года“ читать “30 сентября 2008 года“.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2008 г. по делу N А43-11804/2008-16-278

Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2008.

В полном объеме постановление изготовлено 30.09.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А., судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2008, принятое судьей Мукабеновым И.Ю. по заявлению Моисеевской сельской
администрации Гагинского района Нижегородской области о признании незаконным и отмене постановления Арзамасского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 25.06.2008 N 05-021-004 о привлечении Моисеевской сельской администрации Гагинского района Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Моисеевская сельская администрация Гагинского района Нижегородской области и Арзамасский отдел Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Первый арбитражный апелляционный суд

установил:

Моисеевская сельская администрация Гагинского района Нижегородской области (далее - сельская администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Арзамасского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области (далее - инспекция, административный орган) от 25.06.2008 N 05-021-004 о привлечении Моисеевской сельской администрации Гагинского района Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2008 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

Административный орган считает, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, совершено обществом по адресу: село Моисеевка, ул. Школьная, д. 9, где находится мемориал воинам-освободителям.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон.

Законность принятого арбитражным судом судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке,
установленном статьями 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Арзамасского отдела инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведена проверка соблюдения администрацией обязательных требований правил содержания территорий муниципальных образований, правил благоустройства.

Факт проведенного обследования зафиксирован специалистом административного органа в акте проверки в сфере благоустройства N 05-021-04 от 17.06.2008 (л. д. 32, 33).

В ходе обследования, на момент проведения проверки - 16.06.2008 в 10 час. 40 мин., инспекцией выявлено, что имея возможность соблюдения Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309 (далее - правила), заявителем не принято надлежащих мер по координации работ по поддержанию чистоты и порядка на территории муниципального образования перед домом N 9 по ул. Школьная, с. Моисеевка (здание администрации), не убран мусор, бумага, пачки от сигарет, чем нарушены требования пункта 1.4 указанных правил.

По факту выявленных нарушений должностным лицом инспекции в пределах, предоставленных статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочий, 18.06.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 05-021-04 (л. д. 29, 30).

Усматривая в действиях администрации состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, начальником Арзамасского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области 25.06.2008 вынесено постановление N 05-021-004 о привлечении заявителя к административной ответственности и назначении административного наказания, в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л. д. 15 - 17).

Не согласившись с вынесенным административным органом постановлением, сельская администрация обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования пришел к выводу, что
на основании постановления N 05-021-006 от 25.06.2008 заявитель уже был привлечен инспекцией к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях за непринятие мер по координации работ по поддержанию чистоты и порядка перед мемориалом воинам-освободителям в с. Моисеевка Гагинского района Нижегородской области, то есть на территории того же муниципального образования.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.08.2008 по делу N А43-11809/2008-10-158 размер административного штрафа, наложенный на Моисеевскую сельскую администрацию постановлением Арзамасского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 25.06.2008 N 05-021-006, снижен до 5 000 рублей.

Таким образом, нарушения, выявленные административным органом в результате проверки 17.06.2008 на территории муниципального образования Моисеевского сельсовета и влекущие привлечение к административной ответственности, образуют состав одного правонарушения.

Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил содержания территорий муниципальных образований, в том числе территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и другим объектам, правил благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 - 8 этой статьи.

Статья 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях является отсылочной и предусматривает привлечение к ответственности за нарушение конкретных пунктов правил содержания территорий.

Следовательно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях, образует нарушение установленных правил
содержания закрепленных за гражданами или организациями территорий муниципальных образований.

Порядок уборки и содержания городских и поселковых территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, определен в Типовых правилах санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородское области от 12.12.2005 N 309 (далее - типовые правила). Названные правила устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий и сооружений, расположенных на территории Нижегородской области, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.

Из содержания акта проверки в сфере благоустройства, протокола об ***ном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении следует, что заявитель был привлечен к административной ответственности за нарушение требований пункта 1.4 типовых правил.

В соответствии с пунктом 1.4 Правил, координация работ по уборке и санитарному содержанию территорий, по поддержанию чистоты и порядка возлагается на органы местного самоуправления или уполномоченную ими организацию.

Соответственно, данным пунктом типовых правил предусмотрено принятие органами местного самоуправления мер по координации работ по поддержанию чистоты и порядка на всей территории муниципального образования.

В рассматриваемом случае основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явилось непринятие им надлежащих мер по координации работ по санитарному содержанию территории перед домом N 9 по ул. Школьная с. Моисеевка (здание администрации).

Между тем судом первой инстанции установлено, что на основании постановления от 25.06.2008 N 05-021-006 заявитель уже был привлечен инспекцией к административной ответственности по части 1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях за
непринятие мер по координации работ по поддержанию чистоты и порядка перед мемориалом воинам-освободителям в с. Моисеевка Гагинского района Нижегородской области, то есть на территории того же муниципального образования. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.08.2008 по делу N А43-11809/2008-10-158 размер административного штрафа, наложенный на Моисеевскую сельскую администрацию постановлением Арзамасского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области от 25.06.2008 N 05-021-006, снижен до 5 000 рублей.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что нарушения, выявленные административным органом в результате проверки 17.06.2008 территории муниципального образования Моисеевского сельсовета, и влекущие привлечение к административной ответственности, образуют состав одного правонарушения.

Согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Из приведенных норм следует, что наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия), постановления о назначении административного наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Оценив доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о привлечении инспекцией общества к административной ответственности по части
1 статьи 3.1 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях дважды за одно и то же противоправное деяние (непринятие мер по координации работ по поддержанию чистоты и порядка на территории муниципального образования Моисеевского сельсовета).

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит, что решение суда законно и обосновано.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве дела об административном правонарушении, арбитражным судом первой инстанции не установлено.

В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба административного органа подлежит отклонению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался в связи с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.08.2008 по делу N А43-11804/2008-16-278 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

Председательствующий судья

Е.А.РУБИС

Судьи

М.Б.БЕЛЫШКОВА

А.М.ГУЩИНА