Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 28.10.2008 N ГКПИ08-1451 Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 34 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 N 514, в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.10.2008 N 593н.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2008 г. N ГКПИ08-1451

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре Степанищеве А.В.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. об оспаривании пункта 34 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 514, в редакции от 27 октября 2008 г. N 593н,

установил:

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (далее - Порядок).

Согласно пункту 34 Порядка,
в редакции от 27 октября 2008 г. N 593н, при направлении медицинскими организациями больных туберкулезом по путевкам в специализированные (противотуберкулезные) санатории на лечение при активной форме туберкулеза в случае, когда санаторное лечение заменяет стационарное лечение, а также на долечивание после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается по решению врачебной комиссии противотуберкулезного диспансера и продлевается врачебной комиссией специализированного (противотуберкулезного) санатория на весь период лечения, долечивания и проезда в соответствии с Порядком.

Миронов Ю.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 34 Порядка незаконным и недействующим в части, запрещающей лечащему врачу единолично выдавать листки нетрудоспособности при направлении медицинскими организациями больных туберкулезом по путевкам в специализированные (противотуберкулезные) санатории на лечение в случае, когда санаторное лечение заменяет стационарное, а также на долечивание после стационарного лечения.

В заявлении указано, что Миронов Ю.Н. работает участковым врачом-фтизиатром областного противотуберкулезного диспансера, является лечащим врачом больных туберкулезом легких на фтизиатрическом участке (амбулаторно-поликлиническая помощь). Порядок в оспариваемой части противоречит статьям 49 и 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и статье 12 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ и лишает его права единолично выдавать листок нетрудоспособности при направлении больных туберкулезом по путевкам в специализированные (противотуберкулезные) санатории на лечение в случае, когда санаторное лечение заменяет стационарное, а также на долечивание после стационарного лечения.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреева А.А., Орлова Г.А., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Власова Н.Ю. требование Миронова
Ю.Н. не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Порядка соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Миронова Ю.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (далее - Основы) законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, данных Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“ (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона временная нетрудоспособность больных туберкулезом устанавливается в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 25 декабря 2001 г. приняло постановление N 892 “О реализации Федерального закона “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации“, пунктом 3 которого обязало Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить порядок установления временной нетрудоспособности больных туберкулезом.

При таких обстоятельствах Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации имело право установить в пункте 34 Порядка положение о том, что листок нетрудоспособности больным туберкулезом при направлении на санаторное лечение в случае, когда санаторное лечение заменяет стационарное
лечение, а также на долечивание после стационарного лечения, выдается по решению врачебной комиссии противотуберкулезного диспансера.

Указанная особенность выдачи листка нетрудоспособности больным туберкулезом обусловлена закрепленным в действующем законодательстве комиссионным принципом оказания медицинской помощи больным туберкулезом.

Так, пунктом 3 статьи 9 Закона предусмотрено, что решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимается комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь амбулаторно, и оформляется в медицинских документах записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению.

Пункт 34 Порядка не противоречит статьям 49 и 58 Основ, предусматривающим возможность выдачи лечащим врачом листка нетрудоспособности сроком до 30 дней единолично, поскольку, как сказано выше, законодатель применительно к случаям установления временной нетрудоспособности больных туберкулезом оговорил в пункте 1 статьи 14 Закона специальный порядок.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,

решил:

Ф.И.О. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ