Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 24.10.2008 N 9564/08 по делу N А29-5411/2007 Дело по заявлению о признании частично недействительным решения налогового органа передано для пересмотра судебных актов в порядке надзора, поскольку признанные обществом и присужденные ко взысканию с общества суммы неустоек независимо от их правовой природы подпадают под действие п. 2 ст. 270 НК РФ, поскольку взимаются государственными организациями, которым представлено право наложения санкций, и подлежат перечислению в бюджет.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 октября 2008 г. N 9564/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующей Вышняк Н.Г., судей Полетаевой Г.Г. и Тумаркина В.М., рассмотрев в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу N А29-5411/2007 Арбитражного суда Республики Коми,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (ул. Д. Каликовой, д. 43, с. Выльгорт, Сыктывдинский р-н, Республика Коми, 168220) обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного
суда Республики Коми от 15.10.2007, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2008, принятых по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Ношульский лесозаготовительный комплекс“ (далее - общество) (ул. Советская, д. 33, с. Ношуль, Прилузский р-н, Республика Коми, 168150) о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми (далее - инспекция) от 14.05.2007 N 11-07/5.

В упомянутом заявлении инспекция просит указанные судебные акты отменить в части признания недействительными подпунктов “б“ и “в“ пункта 1.2 решения инспекции от 14.05.2007 N 11-07/5 (л.д. 53 - 54 т. 2), на основании которых обществу доначислено 57 063 рублей налога на прибыль организаций за 2004 год и начислено 17 139 рублей 76 копеек пеней в связи с исключением из состава внереализационных расходов сумм неустоек, уплаченных обществом за нарушение лесохозяйственных требований.

Поскольку в арбитражных судах имеются различные правовые подходы в отношении отнесения взыскиваемых за нарушение лесохозяйственных требований неустоек к подпункту 13 пункта 1 статьи 265 либо пункту 2 статьи 270 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом доводов, изложенных в заявлении, и материалов дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 14.05.2007 N 11-07/5.

Решением суда первой инстанции от 15.10.2007 требования общества удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 03.04.2008 названные судебные акты оставил без изменения.

По
мнению названных судов, неустойки за нарушение правил лесопользования, взыскание которых осуществляется в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551 (далее - Правила), является мерой гражданско-правовой ответственности, направленной на возмещение ущерба, допущенного нарушением лесного законодательства. В обоснование суды сослались на статьи 5, 110, 111, 116 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 29.01.1997 N 22-ФЗ), статьи 329, 330, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из гражданско-правовой природы названных неустоек и в силу подпункта 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса они включаются в состав внереализационных расходов организации в качестве обоснованных затрат, непосредственно не связанных с производством и (или) реализацией.

Иная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.08.2006 по делу N А56-18279/2005, 25.06.2007 по делу N А13-10680/2005-21 и от 18.12.2007 по делу N А05-13752/2006-11: неустойки за нарушение лесохозяйственных требований являются санкциями, перечисляемыми в бюджет. То обстоятельство, что они выполняют не только штрафную, но и компенсационную функцию правового значения не имеет в силу пункту 2 статьи 270 Кодекса.

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен акт от 13.04.2007 N 11-07/5 (л.д. 14 т. 1) и вынесено решение от 14.05.2007 N 11-07/5 (л.д. 53 т. 2).

Согласно подпунктам “б“ и “в“ пункта 1.2 названного решения инспекция исключила из внереализационных расходов 2004 года 108 135 рублей 19 копеек и 129 629 рублей неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, взыскание которых производится с лесопользователей в случаях и размерах, предусмотренных пунктом 72 Правил.

Названные неустойки подлежали взысканию с общества на основании претензионных
писем федеральных государственных учреждений “Прилузский лесхоз“ и “Летский лесхоз“ и решения Арбитражного суда Республики Коми от 12.03.2004 по делу N А29-8606/03, зачислению на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Коми (Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сбора N 1 по Республике Коми) по коду “прочие неналоговые доходы“ (л.д. 103 - 111 т. 7).

В отношении взыскиваемых с налогоплательщика санкций глава 25 Кодекса предусматривает следующие последствия.

Расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам (подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса).

Расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, при определении налоговой базы не учитываются (пункт 2 статьи 270 Кодекса).

Внереализационным расходам, которые обозначены в подпункте 13 пункта 1 статьи 265 Кодекса, корреспондируют доходы пункта 3 статьи 250 Кодекса: внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Во взаимоотношениях налогоплательщиков внереализационные расходы, признаваемые в силу положений названной главы одним из них, являются внереализационными доходами другого налогоплательщика (подпункт 4 пункта 4 статьи 271 и пункт 8 статьи 272 Кодекса).

В документе, видимо, допущен
пропуск текста: имеется в виду пункт 1 статьи 272 главы 25 Налогового кодекса РФ.

Тем самым обеспечивается определенная пунктом 1 главы 25 Кодекса соотносимость доходов и расходов и связи последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли: в целях указанной главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В этой связи названные внереализационные расходы отвечают критерию обоснованных затрат, направленных на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией и влекущих достижение цели предпринимательской деятельности - получения дохода.

Неустойки, взыскиваемые с общества как лесопользователя, допустившего нарушения лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню, не могут быть признаны отвечающими этим критериям, поскольку в отношении санкций, перечисляемых в бюджеты и в государственные внебюджетные фонды или взимаемых полномочными государственными организациями Кодексом установлены иные правила: при определении налоговой базы не учитываются штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет, а также штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Согласно пункту 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31.07.1998 N 145-ФЗ) к неналоговым доходам бюджетов относились средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, зачисление которых осуществлялось в соответствии со статьей 46 этого Кодекса.

Аналогичные положения
содержались в статьях 7 и 11 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ и согласно статье 16 в 2004 году суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), перечислялись в местные бюджеты, если иное не было предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона Республики Коми от 25.12.2003 N 82-РЗ “О республиканском бюджете Республики Коми на 2004 год“ доходы местных в Республике Коми бюджетов формировались за счет штрафов и неустоек за нарушение лесохозяйственных требований и сумм взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, - по нормативу 100 процентов.

Согласно Положению (общему) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденному приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 13.11.1998 N 188, лесхоз является государственным учреждением, имеет самостоятельный баланс и счета в органах федерального казначейства (пункт 6), владеет федеральным государственным имуществом на праве оперативного управления (пункт 20), имеет право давать указания и принимать решения в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, обязательные для выполнения всеми лицами (подпункт 1 пункта 11) и предъявлять в установленном законом порядке в суд и арбитражный суд иски в защиту государственных и общественных интересов, в том числе о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации и иным вопросам (подпункт 2 пункта 11).

По результатам освидетельствования мест рубок и подсочки древостоев составляется акт, который подписывается лесопользователем и лесхозом и в случае выявления нарушений служит основанием для начисления неустоек и является
официальным документом при рассмотрении в судах дел о взыскании неустоек за нарушение требований Правил (пункт 65 Правил).

Неустойки, взыскиваемые за нарушение Правил, исчисляются лесхозами (пункт 75 Правил), в случаях и размерах, установленных разделом VIII Правил “Ответственность за нарушения лесохозяйственных требований“.

Следовательно, признанные обществом и присужденные ко взысканию с общества суммы неустоек независимо от их правовой природы (представляют ли они собой либо меру административной ответственности, либо направлены на возмещение вреда, причиненного лесному фонду, и относятся к видам гражданско-правовой ответственности) подпадают под действие пункта 2 статьи 270 Кодекса, поскольку взимаются государственными организациями, которым представлено право наложения санкций, и подлежат перечислению в бюджет.

При таких обстоятельствах в целях выработки единообразных подходов при толковании и применении арбитражными судами норм главы 25 Кодекса в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А29-5411/2007 Арбитражного суда Республики Коми подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

1. Передать дело N А29-5411/2007 Арбитражного Суда Республики Коми в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Коми от 15.10.2007, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2008 по тому же делу.

2. Направить копии определения, заявления и прилагаемые к нему документы лицам, участвующими в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Коми до 1 декабря 2008 года.

Председательствующий

ВЫШНЯК Н.Г.

Судьи

ПОЛЕТАЕВА Г.Г.

ТУМАРКИН В.М.