Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 23.10.2008 N 12074/08 по делу N А41-К2-544/08 Дело по заявлению о признании незаконным постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности передано для пересмотра в порядке надзора, так как осмотр товара мог быть произведен только при вскрытии контейнера, вскрывать который заявитель правом не обладал, кроме того, несоответствие заявленного веса товара весу, установленному таможенным органом, не могло повлиять на размер подлежащих уплате таможенных платежей.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. N 12074/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юхнея М.Ф., судей Андреева Е.И., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью “Таможенно-Брокерский Центр“ о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2008 по делу N А41-К2-544/08 Арбитражного суда Московской области, установила следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Таможенно-Брокерский Центр“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможни (далее - таможенный орган) от 26.11.2007 N
10714000-500/2007.

Решением Арбитражного суда Московской области от 04.03.2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2008 решение суда отменено, заявление общества удовлетворено.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 12.08.2008 постановление Десятого арбитражного апелляционного суда отменил, решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит его отменить, ссылаясь на отсутствие единообразия в толковании и применении судом норм материального права.

Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

На таможенную территорию Российской Федерации 17.09.2007 от компании “Taiwan Glass Ind. Corp.“ на борту теплохода из Кореи в адрес индивидуального предпринимателя Якобенчука А.В. (г. Хабаровск) прибыл контейнер FESU 2090028.

Общество, включенное в реестр таможенных брокеров, 26.09.2007 подало в таможенный орган от имени и по поручению открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ транзитную декларацию N 10714040/260907/0025884 и комплект полученных от экспедитора товаросопроводительных и коммерческих документов (коносамент, инвойс, упаковочный лист, железнодорожная накладная) для получения разрешения на внутренний таможенный транзит. На основании данных документов общество указало в декларации вес брутто находящихся в контейнере товаров - “кружки для питья матовые бесцветные“ 7 332 кг, “пепельницы из прозрачного стекла синие, зеленые“ 3 465 кг.

В ходе таможенного досмотра установлено, что при взвешивании расчетный вес брутто товара “кружки для питья матовые бесцветные“ составил 8 361,6 кг, то есть превысил заявленный вес данного товара на 1 029,6 кг.

По этому факту таможенный орган 19.11.2007 составил протокол об административном правонарушении и
26.11.2007 на основании данного протокола вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Как следует из постановления, в качестве объективной стороны состава административного правонарушения обществу вменено сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товара при представлении этих сведений для получения разрешения на внутренний таможенный транзит.

Отказывая в удовлетворении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления таможенного органа, суд первой инстанции, а также суд кассационной инстанции, оставляя решение суда без изменения, указали на то, что общество не приняло все зависящие от него меры по выполнению обязанности по представлению достоверных сведений о товаре, поскольку не реализовало предоставленное ему право на осмотр груза с целью проверки достоверности имеющейся у него информации о грузе, с учетом чего обоснованно привлечено к административной ответственности.

Между тем, по мнению коллегии судей, суды не учли следующее.

Часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товара при представлении данных сведений для получения разрешения на внутренний таможенный транзит.

Из пункта 2 статьи 139 и подпунктов 16 - 18 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) следует, что таможенный брокер (представитель) совершает от имени перевозчика и по его поручению таможенные операции.

Согласно пункту 1 статьи 144 Кодекса обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении обусловлены требованиями и условиями, установленными Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 81 Кодекса для получения разрешения на
внутренний таможенный транзит перевозчик должен представить в таможенный орган сведения о весе товаров.

Исходя из указанных положений общество при подаче таможенному органу от имени и по поручению перевозчика документов для получения разрешения на внутренний таможенный транзит обязано было представить достоверные сведения о весе товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Кодекса декларант вправе осматривать и измерять декларируемые им товары.

Согласно статье 143 Кодекса при совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ (далее - Устав железнодорожного транспорта) предусмотрено право перевозчика проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.

Согласно пункту 23 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (далее - Правила приема грузов к перевозке) прием к перевозке грузов, погруженных в контейнеры на железнодорожных путях необщего пользования и в местах необщего пользования на станциях, производится путем проведения визуального осмотра контейнеров, погруженных в вагоны, на наличие признаков коммерческой и технической неисправности контейнеров, а прием к перевозке грузов, погруженных в контейнеры на местах общего пользования, производится без проверки грузов в контейнерах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния контейнеров (исправность запорно-пломбировочных устройств, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.).

Как следует из протокола опроса сотрудника общества Евдокименко В.А. от 25.10.2007, представившего в таможенный орган документы для получения разрешения на внутренний таможенный транзит, товар им не осматривался на местах и путях необщего пользования, местах
общего пользования, проверка достоверности информации о весе товара, осуществлялась путем сверки сведений, содержащихся в товаросопроводительных и коммерческих документах, таможенному органу был заявлен вес товара, указанный в этих документах.

Вместе с тем осмотр самого товара мог быть произведен только при вскрытии контейнера. Как следует из материалов дела, на контейнере, доставленном на территорию Российской Федерации, имелось неповрежденное запорно-пломбировочное устройство грузоотправителя, вскрывать который общество правом не обладало, погрузка товара в контейнер производилась грузоотправителем, при этом вес груза определялся им без участия перевозчика и общества

В соответствии со статьей 26 Устава железнодорожного транспорта взвешивание грузов осуществляется перевозчиком при обеспечении им погрузки и выгрузки в местах общего пользования.

Согласно пункту 13 Правил приема грузов к перевозке масса грузов, перевозимых в контейнерах, во всех случаях определяется грузоотправителем.

В данном случае превышение веса брутто товара по сравнению с заявленным составило 1 029,6 кг и было установлено таможенным органом при вскрытии контейнера и взвешивании находящихся в контейнере товаров, общий вес которых заявлен 10 797 кг. Общий вес товара “кружки для питья матовые бесцветные“ был рассчитан исходя из средней массы выборочно взвешенных 5 грузовых мест.

Из объяснений общества следует, что по его инициативе таможенным органом досматривается груз, вызывающий наибольшее подозрение.

Необходимость проверить содержимое опломбированного грузоотправителем контейнера FESU 2090028 у общества не возникла.

Кроме того, судами не учтено, что указанное несоответствие заявленного обществом веса товара весу, установленному таможенным органом, не могло повлиять на размер подлежащих уплате таможенных платежей.

В соответствии с Таможенным тарифом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 718, таможенная стоимость товара “кружка для питья“, заявленного к таможенной процедуре внутреннего таможенного транзита,
устанавливается по количеству товара, определяемого в штуках. Как следует из материалов дела, наименование товара указано обществом в транзитной декларации правильно, количество заявленных грузовых мест совпадает с фактическим количеством, установленным таможенным органом.

При таких обстоятельствах общество неправомерно привлечено к административной ответственности, в связи с чем у судов первой и кассационной инстанций не было оснований для вывода о законности оспариваемого обществом постановления таможенного органа.

Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2008 подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.

Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей

определила:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А41-К2-544/08 Арбитражного суда Московской области для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.08.2008 по данному делу.

2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 28 ноября 2008 года.

Председательствующий судья

М.Ф.ЮХНЕЙ

Судья

Е.И.АНДРЕЕВ

Судья

А.И.ЧИСТЯКОВ