Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2008 N КАС08-550 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 06.08.2008 N ГКПИ08-1339 об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими некоторых положений Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 40, и подпункта “а“ пункта 4 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. N КАС08-550

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Кнышева В.П., Манохиной Г.В.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. Ф.И.О. о признании частично недействующими подпункта “б“ пункта 9, абзаца второго пункта 18, абзаца четвертого пункта 26, абзаца первого пункта 47 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400, Приложения N 4 к этой Инструкции, подпункта “а“ пункта 4
Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197,

по кассационной жалобе Андреева В.А. и Юрьева А.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А., Цикунова А.В., Министерства внутренних дел Российской Федерации Марьяна Г.В., Федеральной миграционной службы Шараховой Я.Б., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция от 2 октября 2007 года N 400).

Инструкция зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 ноября 2007 года, за N 10454, опубликована в “Российской газете“ от 12, 22 декабря 2007 года N N 284, 288.

Оспариваемыми заявителями положениями Инструкции установлено:

- военный комиссариат до 1 ноября запрашивает от органов, включенных в перечень (приложение N 2 к данной Инструкции), списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, в соответствии с приложением N 3 к данной Инструкции; от руководителей образовательных учреждений, в которых граждане обучаются, - заполненные анкеты на этих граждан согласно приложению N 4 к данной
Инструкции (подпункт “б“ пункта 9);

- в случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения его явки на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет (абзац второй пункта 18);

- граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены военным комиссаром или лицом, его замещающим, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование (первое предложение абзаца четвертого пункта 26);

- на сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения воинских эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам; призывников, находящихся в резерве, возвращать в военные комиссариаты запрещается (абзац первый пункта 47).

В приложении N 4 к Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 приведена форма анкеты на гражданина, пояснения по ее заполнению и форма запроса военного комиссара руководителю образовательного учреждения (организации) на сведения о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

Приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы от 10 сентября 2007 года N 366/789/197 утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция от 10 сентября 2007 года N 366/789/197) (зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 октября 2007 года за N 10315, опубликована
в “Бюллетене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ от 5 ноября 2007 года, N 45).

Подпунктом “а“ пункта 4 названной Инструкции предусмотрено, что военные комиссары составляют ежегодно (до 15 января) и направляют в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года.

Андреев В.А. и Юрьев А.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании перечисленных нормативных положений частично недействующими, ссылаясь на то, что они являются гражданами Российской Федерации и могут быть призваны для прохождения военной службы в Вооруженные Силы Российской Федерации, оспариваемые положения затрагивают их права и законные интересы, возлагают на них дополнительные обязанности.

В обоснование заявленных требований указали, что:

- подпункт “б“ пункта 9 Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 и приведенная в Приложении N 4 форма анкеты устанавливают обязанность граждан по предоставлению в военный комиссариат посредством руководителей образовательного учреждения, в котором они обучаются, персональных данных для их последующей обработки с использованием средств автоматизации. Однако требуемые сведения не входят в исчерпывающий перечень сведений, установленный пунктом 4 статьи 8 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, и их предоставление без согласия гражданина является нарушением части 1 статьи 6 Федерального закона “О персональных данных“, а также Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (заключена в г. Страсбурге 28 января 1981 г.);

- абзац четвертый пункта 26 этой Инструкции предусматривает направление граждан, предъявивших жалобы на состояние здоровья, на амбулаторное или стационарное обследование не только военным комиссаром, но
и лицом, его замещающим, тогда как в силу пункта 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123, таким полномочием наделен непосредственно сам военный комиссар, но не лицо, его замещающее;

- абзац первый пункта 47 Инструкции ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность призывников, поскольку зачисление их в резерв и оставление на сборном пункте на неопределенный срок фактически представляет собой лишение свободы без судебного решения, что противоречит части 2 статьи 22 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

- абзац второй пункта 18 названной Инструкции и подпункт “а“ пункта 4 от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, наделяющие военных комиссаров полномочиями извещать орган внутренних дел о необходимости обеспечения явки гражданина (в случае его уклонения от постановки на воинский учет), составлять и направлять в органы внутренних дел и военный комиссариат соответствующего субъекта Российской Федерации списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году и не разысканных к началу текущего года, допускают насильственное доставление граждан в военный комиссариат, что возможно только на основании федерального закона, и дают военным комиссарам право по своему усмотрению определять, кто из граждан уклонился от исполнения воинской обязанности, тогда как уклонение от призыва на военную службу является преступлением, признать гражданина виновным в совершении которого вправе только суд.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований просят в кассационной жалобе Андреев В.А. и Юрьев А.А. Указывают, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального
права, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют действующему законодательству.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд первой инстанции, проанализировав оспариваемые положения вышеупомянутых нормативных правовых актов, сопоставив их с требованиями федерального законодательства, регулирующего вопросы в области воинской обязанности и военной службы, пришел к правильному выводу о том, что они соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.

Согласно части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ (в редакции от 4 декабря 2007 года) и согласно его статьям 8, 9, 10, 26 Федеральный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету, и организацию призыва граждан на военную службу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 названного Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о
призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.

Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утверждена Министерством обороны Российской Федерации в порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 “Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации“.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из того, что подпункт “б“ пункта 9 Инструкции, возлагающий на военный комиссариат обязанность запрашивать до 1 ноября заполненные анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, от руководителей образовательных учреждений, в которых они обучаются, не возлагает на граждан, как полагают заявители, дополнительной обязанности по заполнению анкеты.

Как правильно указал суд в решении, согласно пояснениям по заполнению анкеты, категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять этот документ. Форма анкеты на гражданина, приведенная в Приложении N 4 к Инструкции, не содержит сведений, сообщение которых руководителем образовательного учреждения противоречило бы закону и нарушало бы права граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.

В анкете запрашиваются сведения о личных качествах граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, и заполненные анкеты используются военным комиссариатом для определения пригодности этих граждан к подготовке по военно-учетным специальностям, а также определения вида, рода войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу при призыве на нее, что соответствует пункту 4 статьи 8 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, которым предусмотрено включение в документы воинского учета сведений о профессиональной пригодности гражданина к подготовке по военно-учетным специальностям и к воинской
службе на воинских должностях, и части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ “О персональных данных“, устанавливающей, что согласия субъекта персональных данных не требуется, в случае, если обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Запрашиваемые в анкете сведения используются для включения в документы воинского учета данных, предусмотренных Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе“.

Правильным является и вывод суда о том, что абзац четвертый пункта 26 Инструкции, предусматривающий направление граждан, предъявивших жалобы на состояние здоровья, лицом, замещающим военного комиссариата, или лицом его замещающим, соответствует пункту 2 статьи 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, согласно которому допускается замещение временно отсутствующего военнослужащего, в том числе военного комиссара, другим военнослужащим.

Разрешая дело, суд обоснованно исходил из того, что абзац первый пункта 47 Инструкции, разрешающий иметь на сборном пункте резерв призывников до 3 процентов от числа отправляемых в воинских эшелонах и командах, воспроизводит правило, закрепленное в пункте 30 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, и направлен на организацию работы сборного пункта, выделяемого военному комиссариату субъекта Российской Федерации и предназначенного для обеспечения организованной отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы, формирования воинских эшелонов (команд) и передачи их представителям воинских частей.

Названное Положение имеет большую юридическую силу, не оспаривается заявителями, поэтому
довод в кассационной жалобе о том, что суд, принимая решение, не должен был основываться на его требованиях, несостоятелен.

Суд обоснованно учел, что пункт 47 Инструкции не определяет правовой статус призывников, зачисленных в резерв, сроки их пребывания на сборном пункте и не ограничивает право на свободу и личную неприкосновенность этих призывников, в том числе заявителей.

Не имеется оснований к отмене решения суда в части отказа в признании недействующим абзаца второго пункта 18 Инструкции, предусматривающего, что военный комиссар извещает орган внутренних дел о необходимости обеспечения явки гражданина, в случае его уклонения от постановки на воинский учет, на заседание комиссии по постановке граждан на воинский учет, поскольку он не определяет действия сотрудников органов внутренних дел при получении извещения военного комиссара и меры, которые должны быть ими предприняты по обеспечению прибытия гражданина на заседание указанной комиссии, и не наделяет их какими-либо полномочиями действовать вне рамок, установленных федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность органов внутренних дел Российской Федерации.

Суд, признавая законным подпункт “а“ пункта 4 Инструкции от 10 сентября 2007 года N 366/789/197, в части, предусматривающей направление военными комиссарами в горрайорган внутренних дел и в военный комиссариат субъекта Российской Федерации списка граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности и не разысканных к началу текущего года, пришел к правильному выводу о том, что он не наделяет военных комиссаров правом устанавливать наличие или отсутствие в действиях гражданина, подлежащего призыву, состава преступления. Включение лица в списки граждан, уклонившихся от исполнения воинской обязанности в прошедшем году, не означает признание его виновным в совершении преступления. Привлечение такого лица к уголовной ответственности
осуществляется не путем включения в списки, а в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Формирование данных списков осуществляется в соответствии с положениями пункта 4 статьи 31 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, которым предусмотрено, что гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае неявки его без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.

Доводы в кассационной жалобе о том, что оспариваемые заявителями подпункт “б“ пункта 9 Инструкции от 2 октября 2007 года N 400 и Приложение N 4 к Инструкции чрезмерно расширяют положения пункта 4 статьи 8 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ и нарушают статью 5 Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, основаны на ошибочном толковании норм федерального законодательства и не опровергают выводов суда о законности оспариваемых заявителями положений нормативных правовых актов.

Ссылки в кассационной жалобе о том, что оспариваемые заявителями положения ограничивают права призывников на свободу и личную неприкосновенность, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно опровергнуты по мотивам, подробно изложенным в решении суда.

Утверждения в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, не применил закон, подлежащий применению, являются ошибочными. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренных положений нормативных правовых актов, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.

Доводы в кассационной жалобе о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов создают потенциальную опасность нарушения статей 5 и 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ошибочны и не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Андреева В.А. и Юрьева А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

В.П.КНЫШЕВ

Г.В.МАНОХИНА