Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2008 N КАС08-548 Об оставлении без изменения решения Верховного суда РФ от 17.07.2008 N ГКПИ08-1359, которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 6 порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 08.12.2006.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 октября 2008 г. N КАС08-548

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.,

членов коллегии: Манохиной Г.В., Кнышева В.П.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф.И.О. об оспаривании пункта 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 727/831/165н,

по кассационной жалобе Атласова Ю.К. на решение Верховного Суда Российской Федерации от
17 июля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Андреевой А.А., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения,

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:

командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;

справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;

трудовая книжка (раздел “Сведения о работе“) с записью о работе в зоне отчуждения;

табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;

справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);

задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;

военный билет (разделы “Прохождение учебных сборов“ и “Особые отметки“) с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в
зоне отчуждения);

выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;

выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

Атласов Ю.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании абзаца 2 пункта 6 Порядка не соответствующим пункту 3 части первой статьи 13 и части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ в части, касающейся военнослужащих.

В подтверждение требований указал, что оспариваемое предписание Порядка, относящее к документам, подтверждающим участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, нарушает его право на замену удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Это нарушение проявляется в том, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, ставились отметки о пребывании в определенных войсковых частях, а не в населенных пунктах, в результате чего он не может получить удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС нового образца.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Атласов Ю.К., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив доводы кассационной жалобы,
исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд первой инстанции, на основании надлежащего анализа содержания оспариваемого заявителем пункта 6 Порядка, пришел к правильному выводу о том, что нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству, издан в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти.

В соответствии с подпунктом “а“ пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 “О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска“ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Поэтому, как правильно указал суд в решении, указанные федеральные органы исполнительной власти, действуя в пределах предоставленных полномочий, вправе были утвердить оспариваемый заявителем Порядок и закрепить в нем перечень документов, на основании которых оформляются и выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены статьей 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее - Закон).

Согласно пункту 3 части первой статьи 13 названного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.

Указанным гражданам выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15 Закона).

Вывод суда о том, что оспариваемый заявителем пункт 6 Порядка, предусматривающий, что командировочное удостоверение граждан должно содержать отметки о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения, соответствует положениям пункта 3 части первой статьи 13 Закона, обоснован.

То обстоятельство, что в командировочных удостоверениях военнослужащих, привлеченных в названный период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, могла содержаться отметка о пребывании не в населенных пунктах (пункте), а в войсковых частях, не могло служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку, как правильно суд
указал в решении, при дислокации этих частей в зоне отчуждения эти командировочные удостоверения также являются документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения.

Доводы в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, являются ошибочными. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренного положения нормативного правового акта, пришел к обоснованному выводу о том, что пункт 6 Порядка не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав заявителя.

С учетом изложенного, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Атласова Ю.К. - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

Г.В.МАНОХИНА

В.П.КНЫШЕВ