Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 21.10.2008 N 67-Г08-12 Об отмене решения Новосибирского областного суда от 02.06.2008 и признании недействующим п. 24 ст. 2 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 176-ОЗ “О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. N 67-Г08-12

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Т.И. Еременко

судей В.П. Меркулова и О.А. Ксенофонтовой

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению В. о признании недействующим Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 176-03 “О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации осуществлению деятельности по опеке и попечительству“

по кассационной жалобе В.

на решение Новосибирского областного суда от 2 июня 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е. об отмене решения суда,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 176-03 “О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ ввиду противоречия статье 3, пункту 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, статьей 13 Закона области установлено, что оспариваемый Закон вступает в силу с 1 января 2008 г. и вводится в действие ежегодно законом Новосибирской области об областном бюджете. Несмотря на то, что в 2008 году оспариваемый закон в действие не был введен, он применяется в правоприменительной практике.

В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просил признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 24 статьи 2 Закона области в части слов “участие в рассмотрении судом указанных и иных исков... в отношении несовершеннолетних и неспособных в защиту их прав и законных интересов“.

Решением Новосибирского областного суда от 2 июня 2008 года постановлено: заявление В. о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству в части пункта 24 статьи 2 Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 года N 176-03 “О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ оставить без удовлетворения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии нового об удовлетворении заявленных требований. В. полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение противоречащим нормам материального права.

Согласно пункту 24 статьи 2 Закона Новосибирской области органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: подача исков о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах, о признании брака недействительным в установленных семейным законодательством случаях, о признании гражданина недееспособным, о признании гражданина безвестно отсутствующим, об объявлении гражданина умершим, о регистрации рождения ребенка, об отмене усыновления, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них) в установленных семейным законодательством случаях, о признании сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных, участие в рассмотрении судом указанных и иных исков, уголовных дел в отношении несовершеннолетних и неспособных в защиту их прав и законных интересов и в случае отсутствия у них законных представителей, а также участие в исполнении решений судов в установленных законодательством случаях.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим в части п. 24 ст. 2 оспариваемого Закона области, суд сослался на то, что согласно подп. 24.2 пункта 2 статьи 26.3, пункта 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, и исходя из норм пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Оспариваемый заявителем Закон области принят в пределах предоставленных субъекту полномочий. Наделение органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, в частности полномочиями по
участию в рассмотрении судом исковых заявлений в отношении несовершеннолетних и недееспособных в защиту их прав и законных интересов, входит в компетенцию Новосибирского областного Совета депутатов и не противоречит положению пункта 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Однако подобный вывод суда не основан на нормах действующего федерального законодательства Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий“ предусмотрена передача с 1 января 2008 г. полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения имеют право лишь на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Федеральный закон от 24.04.2008 г. 48-ФЗ “Об опеке и попечительстве“, который вступил в силу с 1 сентября 2008 года, регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

В соответствии с подп. 8 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относится представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в суда), если действие опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов
подопечных.

Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах право субъекта Российской Федерации на наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству не предусмотрено.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.

С учетом того, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены имеющимися доказательствами, Судебная коллегия считает, что имеются основания для принятия нового решения об удовлетворении заявления В. в объеме заявленных требований.

Оспариваемый Закон области вступил в силу с 1 января 2008 года, применялся, а потому оспариваемая норма подлежит
признанию недействующей с момента принятия настоящего решения.

Законом области о бюджете регулируются только финансовые правоотношения, возникающие между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления в процессе исполнения соответствующих переданных государственных полномочий субъекта Российской Федерации.

В связи с этим доводы заявителя о том, что оспариваемый закон в действие на 2008 год не введен, являются ошибочными и не являются основанием для признания оспариваемого Закона области противоречащим федеральному законодательству.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Новосибирского областного суда от 2 июня 2008 года отменить.

Принять новое решение, которым признать недействующим пункт 24 статьи 2 Закона Новосибирской области от 15 декабря 2007 г. N 176-03 “О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ части слов “участие в рассмотрении судом указанных и иных исков... в отношении несовершеннолетних и недееспособных в защиту их прав и законных интересов“ с момента вступления настоящего решения в законную силу.