Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 22.10.2008 N 24-Г08-6 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Адыгея 15.07.2008, которым было удовлетворено заявление о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.10.2007 N 154.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. N 24-Г08-6

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Т.И. Еременко

судей О.А. Ксенофонтовой и В.П. Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 31.10.2007 г. N 154 “О порядке возмещения расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, предоставленного педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских поселений, поселках городского типа и городе Адыгейске“

по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Адыгея

на решение Верховного суда Республики Адыгея от 15
июля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Степановой Л.Е. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

27 августа 2007 г. Кабинетом Министров Республики Адыгея принято постановление N 154 “О порядке возмещения расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, предоставленного педагогическим работникам, прожимающим и работающим в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских поселений, поселках городского типа и городе Адыгейске“.

Указанным постановлением утвержден порядок возмещения расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, предоставленного педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских поселений, поселках городского типа и городе Адыгейске.

Прокурор Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 27 августа 2007 г. N 154, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято вне пределов полномочий, предоставленных высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - Кабинету Министров Республики Адыгея.

Решением Верховного суда Республики Адыгея от 15 июля 2008 года постановлено: удовлетворить заявление прокурора Республики Адыгея.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.08.2007 г. N 154 “О порядке возмещения расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением, предоставленного педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, в том числе входящих в состав городских поселений, поселках городского типа и городе Адыгейске“.

Взысканы с Кабинета Министров Республики Адыгея судебные расходы в виде государственной пошлины в доход государства в
размере 2000 рублей.

Сообщение о данном решении опубликовать в ежемесячном официальном печатном издании - “Собрании законодательства Республики Адыгея“ и республиканской газете “Советская Адыгея“.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что оспариваемое постановление было принято в связи с отсутствием законодательного акта, устанавливающего размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, в целях недопущения правового вакуума в регулировании указанных правоотношений. В силу пункта 3 постановления оно действует до принятия соответствующего закона Республики Адыгея. Признание постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 27.08.2007 г. N 154 утратившим силу означает отмену механизма реализации права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, что фактически лишает данную категорию граждан возможности получения указанных мер социальной поддержки и, следовательно, ведет к нарушению их законных прав и интересов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Анализ пункта 1 ст. 63, подпункта “б“ пункта 1 ст. 70 Конституции Республики Адыгея, пункта 1 ст. 1, пункта 1 ст. 11 Закона Республики Адыгея “О Кабинете Министров Республики Адыгея свидетельствует, что вопрос законодательного регулирования правоотношений по установлению педагогическим работникам, проживающим
и работающим в сельской местности республики, мер социальной поддержки, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, в компетенцию Кабинета Министров Республики Адыгея не входит.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно, поскольку оспариваемое принято с превышением полномочий, предоставленных Кабинету Министров Республики Адыгея.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Суд проанализировал нормы правовых актов, правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Суд правильно признал несостоятельными доводы о том, что оспариваемое постановление было принято в связи с отсутствием законодательного акта, устанавливающего размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, в целях недопущения правового вакуума в регулировании указанных правоотношений.

В силу статьи 5 Закона Республики Адыгея “О нормативных и иных правовых актах“, принимая нормативный правовой акт в порядке реализации делегированного полномочия, орган обязан сослаться на нормативный правовой акт, которым ему делегировано соответствующее полномочие. В нормативном правовом акте о делегировании должен быть определен порядок компенсации дополнительных материальных и финансовых затрат, которые потребуются для осуществления делегированного нормотворческого полномочия.

Кабинету Министров Республики Адыгея не были предоставлены нормотворческие полномочия по изданию оспариваемого нормативного правового акта.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Адыгея от 15 июля 2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Адыгея - без удовлетворения.