Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 22.10.2008 N 13897/08 по делу N А19-12150/05-16 Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Закона РФ “Об основах федеральной жилищной политики“, не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению юридическому лицу расходов, возникших в связи с предоставлением субсидий населению за его счет.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. N 13897/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области (ул. Фурье, д. 1, г. Иркутск, 664003) о пере смотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Иркутской области от 09.04.2008 по делу N А19-12150/05-16 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.07.2008 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия “Управление жилищно-коммунального хозяйства“ к Российской Федерации в
лице Минфина России о взыскании 12 379 935 рублей 77 копеек убытков, возникших в результате предоставления населению в 2002, 2003 годах субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Черемховского городского муниципального образования, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 09.04.2008, подтвержденным судом кассационной инстанции, исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Минфина России взыскано 12 379 935 рублей 77 копеек убытков. Свое решение суд мотивировал следующим. Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, и при этом в заявленный период в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное возмещение произведенных организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Минфина России.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. По мнению заявителя, истцом не доказано наличие состава гражданского правонарушения.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России, суды руководствовались закрепленным действующим законодательством порядком разграничения предметов ведения бюджетов всех уровней, Федеральными законами о федеральном бюджете на 2002, 2003 годы, Законом Российской Федерации “Об
основах федеральной жилищной политики“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887, Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.

Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Недостаточность средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, не влечет прекращения обязанности Российской Федерации по возмещению истцу расходов, возникших в связи с предоставлением субсидий населению за свой счет.

Доводы заявителя об отсутствии документального подтверждения суммы убытков и неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию надзорной инстанции.

Довод Минфина России о неприменении пропуска срока исковой давности по требованиям, заявленным за первый и второй кварталы 2002 года, был предметом рассмотрения и отклонен судами на основании статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А19-12150/05-16 Арбитражного суда Иркутской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 09.04.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30.07.2008 по тому же делу отказать.

Председательствующий

судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА