Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 22.10.2008 N 13553/08 по делу N А05-8057/2007 В передаче дела по иску о взыскании за счет казны РФ убытков, понесенных учреждением вследствие произведенных своим работникам выплат, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку убытки возникли в результате бездействия государственных органов, не определивших в спорный период источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. N 13553/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрел в судебном заседании заявление Минфина России в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области (ул. К. Либкнехта, д. 2, г. Архангельск, 163000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Архангельской области от 10.01.2008 по делу N А05-8057/2007, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2008 по тому же делу по иску Северодвинского муниципального амбулаторно-поликлинического
учреждения здравоохранения “Ягры“ к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования, Российской Федерации в лице Минфина России, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования о взыскании 883 048 рублей 31 копейки убытков, связанных с оплатой отпусков медицинским работникам первичного звена за 2006 год с учетом средней заработной платы.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование “Северодвинск“.

Суд

установил:

решением суда первой инстанции от 10.01.2008 исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации взыскано 883 048 рублей 31 копейка убытков. В иске к остальным ответчикам отказано.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008, подтвержденным судом кассационной инстанции, решение изменено. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 279 959 рублей 92 копейки убытков, в остальной части иска отказано. В части отказа в иске к остальным ответчикам решение оставлено без изменения.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России ссылается на нарушение норм материального права.

Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что Архангельский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее - областной фонд ОМС) заключил с Северодвинским муниципальным амбулаторно-поликлиническое учреждением здравоохранения “Ягры“ (далее - учреждение) договор от 16.01.2006 на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи сроком действия с 01.01.2006 по 31.12.2006.

В соответствии с разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.07.2005 N 461, дополнительная медицинская помощь согласно государственному заданию, оказываемая врачами-терапевтами участковыми и медицинскими сестрами участковыми учреждений здравоохранения и муниципальных образований предоставляется за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Судом установлено, что областной фонд ОМС в 2006 году в полном объеме перечислил учреждению субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного лечебного учреждения.

Вместе с тем медицинским работникам учреждения, выполнявшим в 2006 году государственное задание по дополнительной медицинской помощи, средний заработок, в том числе для расчета отпускных, исчислялся учреждением без учета выплаченных за счет субвенций денежных выплат.

Основанием для обращения с настоящим иском послужило то обстоятельство, что при исчислении среднего заработка работодателем должна учитываться и надбавка, стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания.

В соответствии с решениями мировых судей, вступившими в законную силу, учреждение выплатило на момент рассмотрения дела в суде суммы, определенные мировыми судами в размере 279 959 рублей 92 копеек. При этом мировые суды исходили из факта установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, и права на увеличение среднего заработка, применяемого в расчете отпускных выплат указанной категории медицинских работников в период нахождения их в отпуске согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом “О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2006 N 825 утверждены Правила предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

В составе субвенций, перечисляемых Фондом социального страхования в 2006 году, не предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем у истца возникли реальные убытки, связанные с выплатами своим работникам задолженности в размере, определенной мировыми судами.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, работники которых выполняли в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суды правомерно на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Минфина России.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А05-8057/2007 Арбитражного суда Архангельской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 10.01.2008, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2008 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

О.А.КОЗЛОВА

Судья

Л.Г.ВОРОНЦОВА

Судья

Н.А.КСЕНОФОНТОВА