Решения и определения судов

Информация о постановлении ЕСПЧ от 21.10.2008 по делу “Гюзель Эрдагез (Guzel Erdagoz) против Турции“ (жалоба N 37483/02) По делу обжалуется отказ в изменении написания имени в реестре рождений, смертей и браков. По делу нарушены требования Статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Гюзель Эрдагез против Турции

(Guzel Erdagoz v. Turkey)

(N 37483/02)

По материалам Постановления

Европейского Суда по правам человека

от 21 октября 2008 года

(вынесено III Секцией)

--------------------------------

<*> Перевод с английского Николаева Г.А.

Обстоятельства дела

Заявительница обратилась в суд с иском об изменении написания ее имени, утверждая, что оно звучит как “Гезель“, а не как “Гюзель“, и что ее друзья и родственники всегда называли ее так. Суды отклонили иск на том основании, что форма, которую хотелось бы использовать заявительнице, происходит от местного произношения слова, избранного в качестве имени, и оно не встречается в словаре турецкого языка.

Вопросы права

По поводу соблюдения требований Статьи 8 Конвенции. Европейский Суд напоминает, что Статья 8 Конвенции применима
к именам физических лиц. Государства-участники имеют широкие пределы усмотрения в этой сфере. Однако суды не сослались на правовые нормы, на публичные или частные интересы, которые конкурировали бы с законным интересом заявительницы. Мотивы, приведенные судом, основанные прежде всего на том факте, что предпочитаемая заявительницей форма имени не представлена в словаре турецкого языка, по-видимому, не являются применением достаточно утвердившегося законодательства. Кроме того, общий запрет регистрации имен, не представленных в словаре турецкого языка, едва ли совместим со Статьей 8 Конвенции, а также с реальностью большого разнообразия лингвистического происхождения турецких имен. Следовательно, турецкое законодательство не указывает с достаточной ясностью пределы и способы осуществления властями своих дискреционных полномочий в сфере ограничения требований об изменении имени, отсутствуют гарантии, исключающие злоупотребления при применении таких ограничений. Не представлены также данные о том, что изменение имени заявительницы могло затронуть правопорядок или любой публичный интерес. Следовательно, отказ исполнить требование заявительницы не может считаться необходимым в демократическом обществе.

Постановление

По делу допущено нарушение требований Статьи 8 Конвенции (принято единогласно).

Компенсация

В порядке применения Статьи 41 Конвенции. Европейский Суд присудил выплатить заявительнице 2 000 евро в счет компенсации причиненного морального вреда.