Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 998-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ф.И.О. и Ф.И.О. на нарушение их конституционных прав статьей 2 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 998-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН

Ф.И.О. И Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 2

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ

НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию граждан Ю.Г. Талина и С.Ю. Яковлева вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда
Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане Ю.Г. Талин и С.Ю. Яковлев - пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации оспаривают конституционность статьи 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти“.

По мнению заявителей, данная статья противоречит статьям 7 (часть 1), 18, 39 (часть 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку отменяет право лиц, проходивших военную службу, на перерасчет их пенсий в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка (как составной части денежного довольствия для исчисления пенсий указанным лицам) и исключает месячную стоимость продовольственного пайка из состава денежного довольствия лиц, проходивших военную службу, без ее равноценной замены. Увеличение же размеров окладов по воинскому званию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837 “О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации“, повлекшее с 1 декабря 2007 года перерасчет пенсий заявителей, не преследовало, по их мнению, цель компенсировать исключение месячной стоимости продовольственного пайка из состава денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в
том числе установление видов пенсий и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Осуществляя предоставленные полномочия в целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение, законодатель вправе определять, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке формируется денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, а также устанавливать их размеры и порядок индексации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти“ из состава денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, исключена месячная стоимость продовольственного пайка. Одновременно статьей 5 указанного Федерального закона Правительству Российской Федерации предписано установить размеры окладов по воинским и специальным званиям в связи с принятием этого Федерального закона со дня вступления его в силу.

Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 1 декабря 2007 года N 837 “О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации“, в соответствии с которым с 1 декабря 2007 года оклады по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, увеличены в 1,15 раза.

Этим же Постановлением с 1 декабря 2007 года военнослужащим были установлены и новые оклады по воинским званиям, исчисление которых фактически произведено при их увеличении в 1,15 раза и повышении на размер, предусмотренный пунктом 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“, денежной компенсации
взамен положенного продовольственного пайка в сумме 20 рублей в сутки.

В связи с увеличением с 1 декабря 2007 года денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, пенсии лиц, проходивших военную службу, подлежали пересмотру, что соответствовало статье 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ и было предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ.

Таким образом, исключение месячной стоимости продовольственного пайка из состава денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, при том что законодателем одновременно был предусмотрен перерасчет пенсий указанным лицам в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих, само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителей.

Кроме того, Ю.Г. Талин и С.Ю. Яковлев, утверждая, что в результате принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ их конституционные права были нарушены, не представили документы, из которых следовало бы, что в результате применения оспариваемой нормы уровень их пенсионного обеспечения снизился, а увеличение денежного довольствия военнослужащих, повлекшее пересмотр пенсий заявителей, не компенсировало исключение месячной стоимости продовольственного пайка из состава денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу.

Между тем согласно статье 96 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой и такая жалоба признается допустимой, если их конституционные права и свободы затрагиваются законом, примененным или подлежащим
применению в конкретном деле. Поскольку жалоба граждан Ю.Г. Талина и С.Ю. Яковлева указанным требованиям не отвечает, она не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ф.И.О. и Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ