Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 972-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав статьей 2 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти“ и подпунктами “а“, “б“, “в“ пункта 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837)

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 972-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

СТАТЬЕЙ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И СОТРУДНИКОВ НЕКОТОРЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ“ И ПОДПУНКТАМИ

“А“, “Б“, “В“ ПУНКТА 2 ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ

В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(УТВЕРЖДЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 ГОДА N 837)

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по
требованию гражданина В.Т. Казанцева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Т. Казанцев - пенсионер Министерства обороны Российской Федерации оспаривает конституционность статьи 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти“, в силу которой из состава денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, с 1 декабря 2007 года исключена месячная стоимость продовольственного пайка, а также подпунктов “а“, “б“, “в“ пункта 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (утверждены пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837 “О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации“).

По мнению заявителя, оспариваемые нормы, исключающие без равноценной замены из состава денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, месячную стоимость продовольственного пайка, противоречат статьям 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, решением Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 16 мая 2008 года в удовлетворении требований В.Т. Казанцева об исчислении оклада по воинскому званию с учетом реальной стоимости продовольственного пайка, а не размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, было отказано. Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в признании недействующими положений подпунктов “а“, “б“, “в“ пункта 2 Изменений, которые вносятся
в акты Правительства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837), заявителю также было отказано.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.Т. Казанцевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Осуществляя предоставленные полномочия в целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение, законодатель вправе определять, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке формируется денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, а также устанавливать их размеры.

В соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. До 1 декабря 2007 года в состав денежного довольствия для исчисления им пенсии включалась стоимость выдаваемого военнослужащим продовольственного пайка.

Между тем уже с 1 января 2005 года право на выдачу продовольственного пайка в размере его стоимости в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, предусматривалось только для лиц, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (впоследствии это право было предоставлено
и лицам, проходящим военную службу по контракту за пределами территории Российской Федерации). Что касается продовольственного обеспечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (за время их нахождения в местах использования отпуска), то оно осуществлялось в форме выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством Российской Федерации, на основании абзаца четвертого пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“. В связи с признанием данной нормы утратившей силу (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ) указанным военнослужащим с декабря 2007 года продовольственное обеспечение в форме выплаты денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка не предоставляется.

Одновременно статьей 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ Правительству Российской Федерации было предписано установить размеры окладов по воинским и специальным званиям в связи с принятием этого Федерального закона со дня его вступления в силу. Во исполнение данного поручения Правительством Российской Федерации 1 декабря 2007 года принято Постановление N 837 “О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации“, в соответствии с которым с 1 декабря 2007 года оклады по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были увеличены в 1,15 раза.

На основании того же Постановления с 1 декабря 2007 года этой категории военнослужащих были установлены новые оклады по воинским званиям, исчисление которых фактически произведено при их увеличении в 1,15 раза и повышении на размер денежной компенсации взамен положенного
продовольственного пайка в сумме 20 рублей в сутки, которая была предусмотрена пунктом 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“.

В связи с реформированием системы обеспечения лиц, проходящих военную службу по контракту, статьей 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ были внесены изменения и в статью 43 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“: из состава денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, с 1 декабря 2007 года исключена месячная стоимость продовольственного пайка, повышение которой являлось основанием и для пересмотра пенсий указанным лицам.

Подпунктами “а“, “б“, “в“ пункта 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837) был изменен и ряд положений Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“, ранее предусматривавших исчисление и перерасчет пенсий лицам, проходившим военную службу, с учетом месячной стоимости продовольственного пайка (пункты 8, 11
и 12).

При этом в связи с увеличением с 1 декабря 2007 года денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, пенсии лицам, проходившим военную службу, подлежали пересмотру, что соответствовало статье 49 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ и было предусмотрено статьей 6 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ.

Таким образом, исключение месячной стоимости продовольственного пайка из состава денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, при том, что законодателем одновременно был предусмотрен перерасчет пенсий указанным лицам в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих, само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя.

2.2. Как следует из представленных материалов, нарушение своих конституционных прав В.Т. Казанцев связывает, главным образом, с отсутствием равнозначной замены исключенной из денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, месячной стоимости продовольственного пайка, при том что на протяжении ряда лет месячная стоимость продовольственного пайка в установленном законом порядке не определялась.

Однако ни Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ, ни Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837), не содержат каких-либо норм, касающихся определения размера месячной стоимости продовольственного пайка, в том числе за период, предшествовавший их принятию, а потому они не могут рассматриваться как препятствующие исчислению и перерасчету пенсий лицам, проходившим военную службу, за указанный период в ранее действовавшем порядке.
Определение же размера месячной стоимости продовольственного пайка, ранее включавшейся в состав денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

К тому же, вопрос об исчислении и перерасчете пенсий лицам, проходившим военную службу, с учетом месячной стоимости продовольственного пайка неоднократно являлся предметом обращений в Конституционный Суд Российской Федерации. До принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 311-ФЗ положения статей 43 и 49 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, касающиеся исчисления и перерасчета пенсий лицам, проходившим военную службу, с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, не изменялись; названные нормативные положения по своему смыслу предполагали обязанность органов государственной власти обеспечить надлежащие условия для реализации этого права, в том числе определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте. При этом положения бюджетного законодательства, относящиеся в системе действовавшего до 1 января 2005 года нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, а также положения Постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906 “О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 479-28“ и от 22 февраля 2006 года N 101 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном
бюджете на 2006 год“ не могли рассматриваться как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. На это Конституционный Суд Российской Федерации указывал в определениях от 14 декабря 2004 года N 429-О, от 2 февраля 2006 года N 33-О, от 18 апреля 2006 года N 82-О, от 20 июня 2006 года N 164-О, от 3 октября 2006 года N 470-О, от 20 февраля 2007 года N 148-О-О и N 153-О-О, от 20 марта 2007 года N 182-О-О, от 16 октября 2007 года N 690-О-О, от 18 декабря 2007 года N 883-О-О, от 24 января 2008 года N 44-О-О и др.).

В соответствии с частью второй статьи 74 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ во взаимосвязи со статьями 3, 6, 36, 79, 85, 86, 87, 96 и 100 названного Федерального конституционного закона конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным, в том числе для судов.

Следовательно, правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве, но которому в ходе применения по конкретному делу суд общей юрисдикции придал истолкование, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном законом порядке. Иное означало бы, что суд может придавать такому акту иной смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном судопроизводстве, чего в силу статей 118, 125, 126, 127 и 128 Конституции Российской Федерации он делать не вправе.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи
40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно и поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ