Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 952-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. на нарушение ее конституционных прав подпунктом 4 пункта 3 статьи 3 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 952-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОДПУНКТОМ 4 ПУНКТА 3 СТАТЬИ 3

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕНСИОННОМ

ОБЕСПЕЧЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Е.Е. Лаптевой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Е.Е. Лаптева
просит признать не соответствующим статьям 17, 18, 19, 21, 23, 39, 45, 46, 55 и 64 Конституции Российской Федерации подпункт 4 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, закрепляющий право вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, на одновременное получение двух пенсий. По мнению заявительницы, названная норма, как предусматривающая возможность одновременного получения двух пенсий только вдовам, не вступившим в новый брак, нарушает ее конституционные права.

Как следует из жалобы, до вступления в брак с гражданином Г.И. Лаптевым заявительница состояла в браке с гражданином И.А. Романенко - военнослужащим, погибшим во время Великой Отечественной войны. Полагая, что имеет право на назначение помимо трудовой пенсии по старости пенсии по случаю потери кормильца по нормам Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“, Е.Е. Лаптева обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском административном районе города Омска. В назначении пенсии по случаю потери кормильца ей было отказано в связи с ее повторным вступлением в брак.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Е.Е. Лаптевой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Реализуя предоставленные полномочия, законодатель определил, что за исключением случаев, предусмотренных
федеральным законом, граждане имеют право на установление им одной пенсии. Как следует из представленных материалов, заявительница получает трудовую пенсию по старости, т.е. ее право на пенсионное обеспечение реализуется в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Оспариваемая Е.Е. Лаптевой норма, как и ранее действовавшее законодательство, предусматривает право вдов военнослужащих на получение двух пенсий, только если военнослужащий погиб в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы и только если жена погибшего не вступила в новый брак. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан (к числу которых относятся и вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак), включая предоставление возможности получения одновременно двух пенсий, не затрагивает прав тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу пользующихся такой льготой.

Внесение же изменений в установленное законодателем правовое регулирование в части предоставления права на получение одновременно двух пенсий вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, независимо от их последующего вступления в брак является исключительной прерогативой законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О
Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ