Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 791-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 27 и отдельными положениями статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 791-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАН Ф.И.О.

Ф.И.О.

Ф.И.О. И

Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПУНКТОМ 3 СТАТЬИ 27 И

ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 30

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию граждан В.Р. Корсаковой, А.И. Коршунова, Н.К. Коршуновой и М.П. Смоляниновой вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Граждане
В.Р. Корсакова, А.И. Коршунов, Н.К. Коршунова и М.П. Смолянинова, пенсии которым были назначены до достижения общеустановленного пенсионного возраста (в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда), в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривают конституционность пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, предусматривающего условия сохранения за лицами, которые трудились на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и положений абзаца третьего пункта 5 во взаимосвязи с пунктом 9, а также пунктов 1, 2 и 6 его статьи 30, регулирующих порядок оценки приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц.

Как следует из представленных документов, в связи со вступлением в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ размер трудовых пенсий В.Р. Корсаковой и М.П. Смоляниновой, назначенных до 1 января 2002 года, был пересчитан с применением в целях исчисления расчетного пенсионного капитала ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, равного 144 месяцам.

Решениями Калининского районного суда города Новосибирска от 23 марта 2006 года, оставленными без изменений судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда, в удовлетворении требований об исчислении расчетного пенсионного капитала в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 5 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, т.е. с увеличением ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на количество лет, недостающих до достижения общеустановленного пенсионного возраста, В.Р. Корсаковой и М.П. Смоляниновой было отказано, поскольку увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости на
количество лет, недостающих до достижения общеустановленного пенсионного возраста, согласно пункту 2 статьи 32 названного Федерального закона возможно лишь начиная с 1 января 2013 года. В истребовании дел по надзорным жалобам В.Р. Корсаковой и М.П. Смоляниновой Верховным Судом Российской Федерации также было отказано.

По мнению заявителей, оспариваемые законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительными органами, приводят к неправомерному ограничению права на пенсионное обеспечение лиц, трудовые пенсии по старости которым были назначены до достижения общеустановленного пенсионного возраста (в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда) по ранее действовавшему законодательству.

Оспаривая конституционность положений пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, - согласно которым при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года, утвержденная Правительством Российской Федерации в размере 1671 рубля, - заявители усматривают нарушение своих конституционных прав в том, что при исчислении расчетного размера трудовых пенсий не принимается во внимание повышенный размер заработной платы лиц, занятых на работах с вредными условиями труда.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, разрабатывать механизм
его реализации, включая закрепление в законе правил исчисления пенсий и определения их размеров, соблюдая при этом конституционное требование о недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан.

Вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий, в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2002 года Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Положения статьи 30 названного Федерального закона, предусматривающие оценку пенсионных прав лиц, которые приобрели эти права до 1 января 2002 года (к их числу относятся заявители), и порядок ее осуществления путем конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, исходя из которого исчисляется расчетный размер трудовой пенсии, направлены на реализацию права граждан на трудовую пенсию и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы.

При этом законодатель предусмотрел, что в случае, если при перерасчете размера трудовой пенсии по нормам Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ ее размер не достигает размера, получаемого на день его вступления в силу, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем - более высоком - размере (пункт 4 статьи 29). Таким образом, указанным Федеральным законом не допускается снижение уровня пенсионного обеспечения граждан, установленного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.

Изменение же действующего порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии с целью обеспечения более полного учета заработка гражданина перед ее установлением, к чему сводится требование заявителей, - прерогатива законодателя. Разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Подвергая сомнению конституционность положений абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ во взаимосвязи с пунктом 9
этой статьи, заявители, по существу, выражают несогласие с правильностью выбора и применения соответствующими органами взаимосвязанных нормативных положений, на основании которых подлежит исчислению расчетный пенсионный капитал лиц, пенсия которым была назначена в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда. Однако проверка решений правоприменительных органов также не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.

2.2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ граждане вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом затрагиваются конституционные права и свободы граждан и если закон применен или подлежит применению в конкретном деле заявителя.

Положения пункта 3 статьи 27 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в делах заявителей не применялись и не могли быть применены, поскольку обеспечивают возможность реализации права на досрочное назначение после 2001 года трудовой пенсии по старости на предусмотренных законом условиях лицам, имеющим требуемый специальный трудовой стаж.

Кроме того, А.И. Коршуновым и Н.К. Коршуновой не представлены документы, подтверждающие применение оспариваемых законоположений при разрешении их дел.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О. и Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного
Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ