Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 790-О-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 43 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, а также пункта 8 и подпункта “а“ пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 790-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ

ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 43 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,

ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ

ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,

УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,

И ИХ СЕМЕЙ“, А ТАКЖЕ ПУНКТА 8 И ПОДПУНКТА “А“ ПУНКТА 9

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ,

НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ, КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ,

ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ,

МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ

ПО КОНТРАКТУ В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН

ЛИБО СЛУЖБУ В
ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЬЯМ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Б.А. Румянцева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Б.А. Румянцев - военный пенсионер - просит признать противоречащими статьям 15 (части 1 и 2), 18, 19 (часть 1), 35 (часть 3), 39 (части 1 и 2) и 55 Конституции Российской Федерации положения статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ и пунктов 8 и 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации“.

По мнению заявителя, статья 43 указанного Закона Российской Федерации не отвечает требованию определенности, поскольку, закрепляя исчисление пенсии лицам, проходившим военную
службу, из денежного довольствия военнослужащих, одновременно предусматривает, что при исчислении пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, - т.е. не все выплаты, установленные для действующих военнослужащих в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“. Кроме того, по утверждению Б.А. Румянцева, положения пункта 8 и подпункта “а“ пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 также ограничивают денежное довольствие военнослужащих для исчисления пенсии, что снижает уровень его пенсионного обеспечения, поскольку при выходе на пенсию не компенсируется утраченный заработок и не предусматривается исчисление пенсии военнослужащим исходя из всех выплат и доплат, установленных для действующих военнослужащих.

Как следует из представленных материалов, решением Центрального районного суда города Воронежа от 16 января 2008 года, оставленным без изменения определением Воронежского областного суда от 1 апреля 2008 года, заявителю отказано в удовлетворении требований о перерасчете пенсии исходя из денежного довольствия, выплачиваемого действующим военнослужащим.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Б.А. Румянцевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий,
оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Осуществляя предоставленные полномочия в целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение, законодатель вправе определять, с учетом каких именно составляющих и в каком порядке формируется денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, а также устанавливать их размеры.

Денежное довольствие лиц, проходивших военную службу, для исчисления им пенсий, которое определяется в статье 43 указанного Закона Российской Федерации, учитывается в порядке, предусмотренном пунктом 8 и подпунктом “а“ пункта 9 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941.

Конституционный Суд Российской Федерации уже отмечал, что понятие “денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим“ отличается от понятия “денежное довольствие военнослужащих“, определяемого статьями 12 и 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии (Определение от 14 декабря 2004 года N 429-О).

При этом оспариваемые положения в равной степени распространяются на всех лиц, проходивших военную службу, и направлены на обеспечение реализации пенсионных прав военнослужащих, а потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Как видно из жалобы и приложенных к ней материалов, неконституционность оспариваемых положений Б.А. Румянцев усматривает в том, что при
расчете денежного довольствия для исчисления пенсии лицам, проходившим военную службу, не учитываются дополнительные выплаты, установленные для действующих военнослужащих. Однако разрешение вопроса об изменении порядка расчета денежного довольствия для исчисления пенсии указанной категории граждан относится к компетенции законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, предусмотренные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ