Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 789-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 789-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА

Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ ЕГО

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ВТОРОЙ СТАТЬИ 48 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,

ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ,

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ

ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ,

УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина В.М. Ершова вопрос о возможности принятия
его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин В.М. Ершов - бывший сотрудник уголовно-исполнительной системы, получающий пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность части второй статьи 48 названного Закона, предусматривающей, что за пенсионерами из числа лиц, указанных в его статье 1, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия была исчислена в период проживания в этих районах и местностях с применением соответствующего районного коэффициента, при выезде из данных районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента.

Как следует из представленных материалов, пенсионные органы ГУВД Красноярского края отказали заявителю в сохранении размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента, установленного по последнему месту службы в Магаданской области, из-за отсутствия требуемой продолжительности срока службы в районах Крайнего Севера, в который не был засчитан период его работы в должностях вольнонаемного состава в учреждении, исполняющем наказание. Суды общей юрисдикции подтвердили правильность такого решения.

По мнению заявителя, оспариваемая им норма, как не предусматривающая возможность включения в срок службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периодов работы на должностях вольнонаемного состава в учреждениях уголовно-исполнительной системы, расположенных в названных регионах, противоречит
части четвертой статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“ (согласно которой такая работа включается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам уголовно-исполнительной системы) и нарушает положения статей 2 и 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. К числу законов, определяющих условия и порядок пенсионного обеспечения, относится и Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Часть вторая статьи 48 этого Закона, предусматривая при наличии определенных условий сохранение за пенсионерами, выехавшими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительства, размера пенсии, исчисленной им с применением соответствующего районного коэффициента, закрепляет льготу, не вытекающую непосредственно из Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2000 года N 100-О и от 16 ноября 2006 года N 504-О).

Установление такого рода льготы, как и определение в оспариваемом заявителем законоположении условий ее предоставления, не может рассматриваться в качестве правового регулирования, нарушающего его права и свободы.

Законодатель при определении условий сохранения для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей, размеров пенсий, исчисленных с учетом районного коэффициента, вправе установить такой порядок исчисления требуемой продолжительности службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в указанных районах и местностях, который будет отличаться от порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсий данной категории граждан.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ