Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 689-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 статьи 17 и пункта 1 статьи 20 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N 689-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНИНА Ф.И.О. br>
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 17 И

ПУНКТА 1 СТАТЬИ 20 ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА “О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Н.В. Шавердо вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин
Н.В. Шавердо оспаривает конституционность положения пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, устанавливающего порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии лицам, осуществлявшим работу и (или) иную соответствующую деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии либо со дня предыдущего перерасчета ее размера, и положения абзаца третьего пункта 1 статьи 20 того же Федерального закона, предусматривающего, что перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения. Кроме того, он просит проверить правильность действий работников пенсионных органов, применяющих оспариваемые нормы.

По мнению заявителя, установленные оспариваемыми нормами правила перерасчета страховой части трудовой пенсии лишают пенсионеров возможности своевременного получения страховой части пенсии в увеличенном размере. Заявитель считает, что такой перерасчет должен производиться работающим пенсионерам без заявления с января каждого года, следующего за отработанным.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил перерасчета пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Вопросы, связанные с назначением, выплатой и перерасчетом трудовых пенсий, в настоящее время регулируются Федеральным законом “О трудовых
пенсиях в Российской Федерации“.

Предусмотренный пунктом 3 его статьи 17 вариант перерасчета размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части) пенсии, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с положением абзаца третьего пункта 1 статьи 20 данного Федерального закона не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров. Напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня. Такое правовое регулирование, осуществленное в интересах указанных граждан, не может расцениваться как противоречащее предписаниям конституционных норм, на которые заявитель ссылается в обоснование своей позиции (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 426-О). Следовательно, данная жалоба не является допустимой по смыслу пункта 1 статьи 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Требование заявителя об изменении порядка перерасчета страховой части трудовой пенсии может быть реализовано лишь путем внесения изменений в действующее законодательство, что отнесено к компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, не входит.

Проверка же правильности и законности действий и решений управления Пенсионного фонда Российской Федерации, на чем также настаивает заявитель, к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации не относится.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“,
Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ф.И.О. поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д.ЗОРЬКИН

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ