Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2008 N 66-Г08-29 По смыслу п. 3.1. статьи 348 ГПК РФ решение об отмене регистрации кандидата, поступившее в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее, чем за два дня до дня голосования.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 октября 2008 г. N 66-Г08-29

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Калининой Л.А., Борисовой Л.В.

рассмотрела кассационную жалобу К. об отмене решения Иркутского областного суда 4 октября 2008 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об отмене регистрации С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения З. - представителя К., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение незаконным и необоснованным, а, поэтому, подлежащим отмене, Судебная коллегия

установила:

кандидат в
депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 К. обратился в Иркутский областной суд с заявлением об отмене регистрации С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12, исключении фамилии С. из избирательного бюллетеня по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12, сославшись на несоблюдение С. избирательного законодательства.

Указал, что уполномоченный по финансовым вопросам кандидата С. М. при внесении от его имени (С.) 18 августа, 22 августа и 5 сентября 2008 г. денежных сумм (200 000 руб., 40 000 руб., 150 000 руб.) на специальный избирательный счет кандидата, не имела полномочий по доверенности от 31 июля 2008 года.

Считал, что сохранение регистрации С. в условиях совершения им действий, нарушающих требования закона, влекущих отмену регистрации, нарушает его избирательные права, поскольку позволяет ему незаконно увеличить свои агитационные возможности по сравнению с ним. С., нарушая ограничения, установленные законом при финансировании своей избирательной кампании, получает агитационные преимущества, не предусмотренные законом.

С. с заявлением не согласился.

Территориальная избирательная комиссия Нижнеудинского муниципального района, временная избирательная комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва своего отношения относительно заявления кандидата К., не выразили, полагались на решение суда.

Решением Иркутского областного суда от 4 октября 2008 года К. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.

Прокуратурой Иркутской области, территориальной избирательной комиссией Нижнеудинского муниципального района, С. относительно кассационной жалобы К. поданы возражения.

Суть доводов сводится к тому, что 12 октября 2008 года состоялись выборы;
жалоб, заявлений в ходе голосования от заинтересованных лиц не поступало; С. по предварительным данным избран депутатом Законодательного Собрания Иркутской области, согласно пункту 3.1 статьи 348 Гражданского процессуального кодекса РФ регистрация кандидата может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее чем за два дня голосования, в связи с чем нет оснований для удовлетворения кассационной жалобы К.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва, утвержденное Указом Президента РФ от 29 февраля 2008 года N 286.

Согласно пунктам 3 статьи 58 названного Федерального закона избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидатов; б) средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. В случаях, установленных законом, кандидаты, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.

Согласно пункту 1 главы 23 Положения о выборах кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия,
номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также полномочия уполномоченного представителя. Регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам осуществляется окружной избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и указанной доверенности при предъявлении уполномоченным представителем кандидата паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина.

В соответствии с пунктом 2 главы 23 Положения при назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат может передать ему следующие полномочия: а) открытие специального избирательного счета; б) распоряжение средствами избирательного фонда; в) учет средств избирательного фонда; г) контроль за поступлением средств в избирательном фонде и их расходованием; д) право подписи на расчетных документах; е) составление первого и итогового финансового отчетов; ж) иные полномочия (при необходимости).

Из материалов дела следует, что решением территориальной избирательной комиссии Нижнеудинского муниципального района от 8 августа 2008 года N 61/451 М. зарегистрирована уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва С. (л.д. 91).

31 июля 2008 г. С. выдана М. доверенность о наделении ее правами уполномоченного представителя по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва и совершении необходимых действий в пределах следующих полномочий: а) открытие специального избирательного счета; б) распоряжение денежными средствами избирательного фонда, включая выдачу поручений о перечислении средств (выдаче наличными) со специального избирательного счета, возврат средств со специального избирательного счета гражданам и юридическим лицам, их направившим, а также пропорциональное распределение остатков денежных средств со специального избирательного счета; в) учет денежных средств избирательного фонда, включая получение в филиале Сберегательного банка - держателе специального избирательного
счета - выписок по специальному счету и получение первичных финансовых документов; г) контроль за формированием и расходованием денежных средств избирательного фонда, возврат (перечисление в доход областного бюджета) пожертвований, поступивших с нарушением установленного порядка; д) представление в окружную избирательную комиссию финансовых отчетов и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств на специальном избирательном счете; е) закрытие специального избирательного счета; ж) право заключения и распоряжения договоров, связанных с финансированием избирательной кампании; з) право подписи первичных учетных документов, контроль за их своевременным и надлежащим оформлением, а также законностью совершаемых финансовых операций; и) право представления интересов кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области в соответствующих избирательных комиссиях, судах и других государственных органах и организациях, а также осуществлять иные полномочия, касающиеся деятельности по финансированию избирательной комиссии.

Таким образом, согласно доверенности на имя финансового уполномоченного М. N 3170 от 31 июля 2008 года полномочиями по внесению денежных средств от имени кандидата она не наделена, а, следовательно, она не вправе была вносить денежные средства от имени кандидата в депутаты С. на его специальный избирательный счет.

Между тем, из копии приходного кассового ордера N 750-7 от 18 августа 2008 года видно, что от М. на специальный избирательный счет N 40810810718165000030 кандидата С. поступило 200 000 рублей. В ордере указано: “По доверенности М. Предъявлен паспорт РФ <...>“. Имеется подпись вносителя М. (л.д. 96); из копии приходного кассового ордера N 1241-13 от 22 августа 2008 следует, что М. по доверенности внесла на специальный избирательный счет кандидата С. 40 000 рублей (л.д. 97); из копии приходного кассового ордера N 956-18 от 5
сентября 2008 видно, что М. по доверенности внесла на специальный избирательный счет кандидата С. 150 000 рублей (л.д. 99).

Из доказательств по делу также усматривается, что С. был проинформирован письмом территориальной избирательной комиссией Нижнеудинского муниципального района о выявленных, в ходе проверки в сентябре 2008 года первичных документов по формированию избирательного фонда С., фактах внесения финансовым уполномоченным от имени кандидата С., указанных денежных средств. В связи с невозможностью возврата денежных средств на основании статьи 11 главы 34 Положения “О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва“ С. было предложено отказаться от использования денежных средств внесенных лицом, не имеющим на то полномочий (л.д. 131, 132). Однако С. использовал все эти незаконно внесенные денежные средства, а именно за период с 18 по 25 сентября 2008 года было проведено 11 платежей (расходов) с избирательного счета, общая сумма которых составила 397 534 рублей, остаток на 1 октября 2008 года составил 5 966 рублей, то есть все денежные средства, в том числе незаконно внесенные, были полностью израсходованы кандидатом на избирательную кампанию. Тем самым кандидат в депутаты С. использовал в целях достижения определенного результата на выборах денежные средства помимо средств собственного избирательного фонда.

Поскольку размер использованных кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда превысил 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, выводы суда об отсутствии оснований для отмены регистрации С. в соответствии с подпунктом “б“ пункта 7 статьи 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, являются
неправильными, а решение об отказе К. в удовлетворении его заявления об отмене регистрации С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12 - незаконным и необоснованным, а поэтому подлежащим отмене, в кассационном порядке.

Согласно подпункту “б“ пункта 7 статьи 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае использования кандидатом, их уполномоченными представителями в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов.

Кроме того, учитывая, что М. является уполномоченным финансовым представителем С., а не добровольным жертвователем, Судебная коллегия также находит неправомерными суждения суда о том, что внесение М. денежных средств на специальный избирательный счет С. нельзя расценивать как нарушение избирательного законодательства, так как в создавшейся ситуации отсутствует вина самого кандидата в депутаты.

По смыслу статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ кандидат не несет ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователем нарушены требования данной статьи. При этом пункт 11 главы 34 Положения о выборах возлагает обязанность возвращать такое пожертвование. Пожертвование, внесенное в избирательный фонд кандидата, анонимным жертвователем, не позднее чем через 10 дней со дня его поступления на специальный избирательный
счет перечисляется в доход соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 220, 361, 362 Гражданского процессуального кодекса РФ, учитывая требования пункта 3.1 статьи 348 Гражданского процессуального кодекса РФ, по смыслу которого решение об отмене регистрации кандидата, поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматриваются судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата может быть отменена судом кассационной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 4 октября 2008 года, которым К. отказано в удовлетворении его заявления об отмене регистрации С. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по одномандатному избирательному округу N 12, отменить, производство по делу прекратить.