Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.10.2008 N 66-Г08-27 В удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания субъекта РФ отказано правомерно, так как отсутствуют доказательства неоднократного использования кандидатом в период агитационной кампании преимуществ своего должностного положения и подкупа избирателей.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 октября 2008 г. N 66-Г08-27

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу представителя Ш.С. - К.А. на решение Иркутского областного суда от 6 октября 2008 года, которым отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., возражения против жалобы представителя Ф.Г. - З.О., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

на 12 октября
2008 года назначено проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва.

Постановлением N 3/17 временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области от 27 мая 2008 г. полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 15 возложены на Черемховскую городскую территориальную избирательную комиссию (л.д. 42 - 43).

По указанному избирательному округу решениями Черемховской городской территориальной избирательной комиссии от 28 августа 2008 года Ш.С. (л.д. 14) и Ф.Г. (л.д. 15 - 16) зарегистрированы кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва.

Представитель Ш.С. - К.А. обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Ф.Г., сославшись на то, что названный кандидат в депутаты допускал нарушения действующего избирательного законодательства. Занимая должность директора СХ ОАО “Белореченское“, он в период агитационной кампании неоднократно использовал преимущества своего должностного положения. Для организации своей избирательной кампании он использовал факсимильную связь, обеспечивающую функционирование ОАО “Белореченское“. 20 и 23 сентября 2008 г. с факса 83954350604, зарегистрированного на СХ ОАО “Белореченское“, в Администрацию г. Черемхово были направлены сообщения о согласовании графика встреч кандидата Ф.Г. с избирателями. 26 сентября 2008 г. в 10.09 был отправлен за подписью Ф.Г. факс на имя мэра С.В. о предоставлении перечня объектов для реализации агитационной по своему характеру программы “Народный бюджет“. 25 сентября 2008 года на встречах с избирателями в Муниципальных лечебных учреждениях N 1, 2 присутствовали и призывали голосовать на выборах за партию “Единая Россия“ и Ф.Г. как за кандидата, выдвинутого указанной партией по одномандатному избирательному округу N 15, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Т., депутат Законодательного Собрания Иркутской области И.Г., заместитель директора
Департамента здравоохранения Администрации Иркутской области К.А.С. Аналогичные призывы на встрече с избирателями в муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа N 1“ звучали со стороны депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Т., главы муниципального образования “Город Черемхово“ С.В., директора Департамента образования Администрации Иркутской области М.Н. Для передвижения организаторов и участников встречи использовались транспортные средства, находящиеся в муниципальной собственности (а/м ГАЗ 3110 госзнак N к 005 ма 38). При проведении встреч кандидат Ф.Г. охарактеризовал работу своего предприятия и отметил, что СХ ОАО “Белореченское“ продает лук в г. Черемхово по 8 руб. за килограмм, тогда как в Иркутске по 16 руб. Кроме того, иные участники встреч воздействовали на избирателей посредством обещаний повышения заработной платы в случае избрания Ф.Г. депутатом. Статус выступающих (руководящие должности государственной службы) мог оказать воздействие на сознание избирателей относительно формирования связи между избранием Ф.Г. и ростом заработной платы. Таким образом, при проведении встреч кандидата Ф.Г. имел место подкуп избирателей. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для отмены регистрации Ф.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

Решением Иркутского областного суда от 6 октября 2008 года в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе К.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права и норм процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда, постановленного
в соответствии с требованиями закона и материалами дела.

В силу статьи 9 Федерального конституционного закона “Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа“ организация и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания нового субъекта Российской Федерации первого созыва осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме, а в части, им не урегулированной, - в соответствии с указом Президента Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами “в“ и “г“ пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ (с последующими изменениями) регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

Статьей 39 названного Федерального закона предусмотрено, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

Статьей 40 указанного Закона установлены ограничения, связанные с должностным или служебным положением. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов и (или) избранию кандидатов (подпункт “а“ пункта 5); использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций
независимо от формы собственности, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда (подпункт “в“ пункта 5); использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов (подпункт “г“ пункта 5).

В силу пункта 2 статьи 56 того же Закона подкупом избирателей является вручение им при проведении предвыборной агитации денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, кроме как за выполнение какой-либо работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); вознаграждения избирателей, выполнявших агитационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание произвести такое вознаграждение; льготная распродажа товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставление льготных или безвозмездных услуг, воздействие на избирателей посредством передачи им денежных средств, ценных бумаг или иных материальных благ (в том числе по результатам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Суд, отказывая Ш.С. в удовлетворении заявления, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены регистрации Ф.Г. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области.

Вывод суда мотивирован тем, что не нашли бесспорного подтверждения в ходе разбирательства дела доводы о неоднократном использовании Ф.Г. в период агитационной кампании преимуществ своего должностного положения, а также о подкупе избирателей.

Судом по ходатайству представителей Ш.С. были допрошены в качестве свидетелей С.С., Л.С., И.С., К.Т., присутствовавшие 25 сентября 2008 года на встречах кандидата Ф.Г. с избирателями. В решении суд указал, что показания свидетелей не содержат конкретных сведений о высказывании кандидатом Ф.Г.
и выступавшими в его поддержку К.А.С. и М.Н. обещаний избирателям получения ими какого-либо вознаграждения в зависимости от итогов голосования и иначе чем на основании принимаемых решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Единообразных сведений о сообщении кандидатом Ф.Г. информации о стоимости лука, продаваемого ОАО “Белореченское“, указанные свидетели не сообщили. Оценивая показания свидетелей, суд посчитал, что эта информация отражала характеристику деятельности СХ ОАО “Белореченское“ и описание обстоятельств, влияющих на формирование цен. Других доказательств в подтверждение фактов подкупа избирателей суду не представлено.

Оценивая доводы заявления о неоднократном использовании кандидатом преимуществ своего должностного положения, суд пришел к выводу, что доказательства этому отсутствуют.

В материалах дела нет фактических данных об использовании 20, 23 и 26 сентября 2008 года кандидатом Ф.Г. для организации своей избирательной кампании факсимильной связи, обеспечивающей функционирование СХ ОАО “Белореченское“.

Не нашел подтверждения в суде довод о привлечении кандидатом Ф.Г. заместителя директора департамента здравоохранения Иркутской области К.А.С. и директора департамента образования Иркутской области М.Н. к осуществлению ими в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидата. Судом установлено, что для названных государственных служащих 25 сентября 2008 г. являлся нерабочим днем. Установлено, что на встречах кандидата Ф.Г. с избирателями К.А.С. и М.Н., высказываясь в поддержку кандидата Ф.Г., использовали преимущества своего служебного положения в целях выдвижения данного кандидата, выступали именно в качестве лиц, занимающих руководящие должности, соответственно перед работниками учреждений руководимой ими сферы образования и здравоохранения. В то же время, как указал в решении суд, нарушение этими лицами требований части 4 статьи 40 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“
не свидетельствует об использовании кандидатом Ф.Г. преимуществ своего должностного положения и не влечет в силу части 7 статьи 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ отмену его регистрации.

Суд посчитал не имеющими значения для дела обстоятельствами участие мэра муниципального образования “Город Черемхово“ С.В., депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Т., депутата Законодательного Собрания Иркутской области И.Г. при проведении 25 сентября 2008 г. встреч кандидата с избирателями, указав, что названные лица не занимают должности муниципальных и государственных служащих, привлечение которых к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению кандидата, отнесено в силу пункта “а“ части 5 статьи 40 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ к использованию преимуществ должностного или служебного положения.

Несостоятельным суд признал и довод об использовании кандидатом Ф.Г. для передвижения организаторов и участников встречи транспортного средства, находящегося в муниципальной собственности (а/м ГАЗ 3110 “Волга“). Допрошенные судом свидетели С.С., Л.С., И.С. пояснили, что кандидат Ф.Г. передвигался исключительно на своем автомобиле.

Доводы заявления о неоднократном использовании кандидатом Ф.Г. преимуществ своего должностного положения не нашли подтверждения в ходе разбирательства дела.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Доводы кассационной жалобы сводятся по существу к иной оценке обстоятельств дела, в связи с чем отмену решения не влекут.

При таких данных является правильным вывод суда об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата Ф.Г.

Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы
привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьями 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Иркутского областного суда от 6 октября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Ш.С. - К.А. - без удовлетворения