Решения и определения судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 по делу N А79-749/2008 В случае обнаружения у природопользователя долга по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду ему должно быть выставлено требование об уплате невнесенной суммы. Право государственного инспектора выдавать природопользователю предписание о внесении данной платы, в том числе при наличии долга, под угрозой привлечения к административной ответственности не предусмотрено.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2008 г. по делу N А79-749/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.09.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Протасова Ю.В., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2008 по делу N А79-749/2008, принятое судьей Николаевым Ю.П. по заявлению открытого акционерного общества “Чебоксарский завод строительных материалов“ о признании недействительным в части предписания Управления по технологическому и экологическому
надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике от 12.11.2007 об устранении экологических нарушений,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества “Чебоксарский завод строительных материалов“- Ширыпкин В.Н. по доверенности от 09.01.2008 N 4 сроком действия один год.

Представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 65786).

Выслушав представителя открытого акционерного общества “Чебоксарский завод строительных материалов“, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество “Чебоксарский завод строительных материалов“ (далее по тексту - Общество, ОАО “ЧЗСМ“) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным пункта 3 предписания Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление Ростехнадзора по Чувашской Республике) от 12.11.2007 об устранении экологических нарушений.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Ростехнадзора по Чувашской Республике обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение норм материального права.

В судебное заседание заявитель апелляционной жалобы явку своего представителя не обеспечил.

Представитель ОАО “ЧЗСМ“ поддержал отзыв на апелляционную жалобу, указывая на отсутствие оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке,
установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) органов местного самоуправления, если данный ненормативный правовой акт, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

По смыслу указанной нормы и с учетом положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предметом оспаривания в арбитражном суде могут быть такие решения государственного органа, которые влекут в качестве последствий их принятия нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установлено по делу, что на основании распоряжения от 28.09.2007 N 442/р должностные лица Управления Ростехнадзора по Чувашской Республике провели плановую проверку природоохранной деятельности ОАО “ЧЗСМ“, по результатам которой 12.11.2007 составили акт, согласно которому работы по охране окружающей среды на предприятии проводятся, но имеются некоторые нарушения требований природоохранного законодательства, в том числе невнесение в полном объеме платы за загрязнение окружающей природной среды за 2004 и 2005 годы.

В связи с выявленными нарушениями природоохранного законодательства государственный инспектор Управления 12.11.2007 вынес в адрес Общества предписание об устранении экологических нарушений,
согласно пункту 3 которого юридическому лицу предписывалось внести в соответствии с утвержденными расчетами фактическую плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 - 2005 годы. Одновременно руководство ОАО “ЧЗСМ“ предупреждалось о возможном привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение выданного предписания.

Не согласившись с предписанием, ОАО “ЧЗСМ“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным в данной части ненормативного правового акта государственного органа.

Суд апелляционной инстанции полагает, что правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Ростехнадзора по Чувашской Республике отсутствуют с учетом следующего.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктами 5.3.1.10, 5.3.1.11 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы вправе осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

Предписание Управления от 12.11.2007, выданное Обществу, является ненормативным правовым актом, выданным государственным органом и носящим властно-распорядительный характер, содержащим обязательное для исполнения предложение принять меры по устранению выявленного нарушения, связанного с неполным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 -
2005 годы.

Предписание государственного органа носит обязательный для исполнения характер под угрозой привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, согласно которому перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Порядка направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 03.03.1993 N 04-15/610638 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27.05.1993 за N 262), фактическая плата за загрязнение окружающей природной среды за 2004 и 2005 годы подлежала оплате природопользователями в федеральный бюджет Российской Федерации не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Территориальным органам по экологии и природным ресурсам республик, входящих в состав Российской Федерации, краев и областей предоставлено право контроля за полнотой и правильностью исчисления платы за загрязнение окружающей природной среды; право контроля за своевременностью ее внесения в 2004 году принадлежало территориальным органам налоговой службы.

В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Минюсте РФ 17.07.2006 за номером 8077) отчетным периодом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду с 17.07.2006 установлен календарный квартал; срок уплаты - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Полномочия
администратора, осуществляющего контроль за полной и своевременной оплатой плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и его территориальным органам с 01.01.2005 в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“.

Порядок действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ее территориальных органов по организации и проведению мероприятий по государственному контролю за охраной атмосферного воздуха, оформлению их результатов, принятию мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, определен Инструкцией по порядку осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 N 625.

Согласно указанной Инструкции при проведении мероприятий по контролю госинспекторами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ее территориальных органов проверяется в числе иного своевременность и полнота внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (пункт 24); по результатам мероприятий по контролю составляется акт проверки в области охраны атмосферного воздуха и представляется руководству службы или его территориального органа (пункты 27, 31).

Порядок совершения действий государственных инспекторов по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в части контроля за полным и своевременным ее внесением в соответствующий бюджет, определен Руководящими документами РД-19-02-2007 “Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух“, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 12.09.2007 N 626 (введены в действие с 15.10.2007).

Руководящие документы обязательны для применения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и предназначены в том числе для проверки юридических лиц, осуществляющих любые виды хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Российской Федерации (пункты 1 и 2).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы проводят:

проверки правильности начисления, полноты и своевременной уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 38);

контрольные мероприятия проводятся в том числе в форме выездных проверок (пункт 39);

по результатам проверки при наличии оснований плательщику доначисляют сумму недоимки по плате и выставлено требование об ее уплате (пункт 42).

Требованием об уплате признается документ, в котором определена в соответствии с законодательством о плате денежная сумма, которую плательщик обязан уплатить в бюджет в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей плательщика. Задолженностью по плате является сумма платы на определенную дату, которая должна быть уплачена и зачислена по обязательствам, возникшим по внесению платы за предшествующие этой дате установленные отчетные периоды, и не внесенная к данной дате (приложение).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в Федеральном законе от 31.07.1998 N 147-ФЗ статья 19 отсутствует.

Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, подпункта “и“ пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ контроль за
поступлением платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ отнесен к налоговым доходам; контроль за поступлением указанных платежей, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога; требованием об уплате налога признается направленное плательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени; в требовании об уплате налога должны быть указаны сведения, перечисленные в п. 4 указанной статьи Закона.

Плата за негативное воздействие на окружающую природную среду относится к обязательным платежам в федеральный бюджет Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской Федерации N 632 издано 28.08.1992, а не 10.01.2002.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 пункт 9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2002 N 632, признан недействующим в части взыскания с природопользователей сумм платежей за загрязнение окружающей природной среды в безакцептном порядке.

Таким образом, в случае обнаружения у природопользователя долга по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду ему должно быть выставлено требование об уплате невнесенной суммы; право государственного инспектора Управления выдавать природопользователю предписание о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе при наличии долга, под угрозой привлечения к административной ответственности не предусмотрено.

В случае неудовлетворения природопользователем предъявленного ему требования об
уплате долга территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о принудительном взыскании долга, то есть установлен судебный порядок взыскания задолженности.

Кроме того, следует принять во внимание, что Общество не согласно с начисленным Управлением размером платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2004 - 2005 годы с применением повышающего коэффициента, поскольку разрешение на выброс вредных веществ в окружающую среду на период с 2003 по 2008 годы оно не получило своевременно в связи с незаконными действиями федерального государственного учреждения “Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Чебоксары Чувашской Республики“ по изъятию положительного санитарно-эпидемиологического заключения от 19.02.2003 N 21.18.04.000.Т.000052.02.03, номерной бланк N 2010393 о соответствии проекта нормативов предельно допустимых выбросов заявителя санитарным нормам и правилам, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 30.07.2004 по делу N А79-4241/04-СК1-4090.

Оценка данному доводу Общества должна быть дана арбитражным судом в соответствии с пунктом 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно при разрешении дела по иску о взыскании долга по обязательному платежу.

Нарушение прав и законных интересов Общества указанным пунктом предписания от 12.11.2007 выражается в том, что государственный орган в административном порядке под угрозой привлечения к административной ответственности обязал заявителя внести плату за негативное воздействие на окружающую среду при необходимости разрешения вопроса в судебном порядке, а также при несогласии природопользователя с размером такой платы.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку ненормативный правовой акт в оспариваемой части не
соответствует Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ “О федеральном бюджете на 2005 год“, приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 N 625; решению Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49; статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации; приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.2007 N 626, и нарушает права и законные интересы открытого акционерного обществе “Чебоксарский завод строительных материалов“ в сфере предпринимательской деятельности.

Первый арбитражный апелляционный суд считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению судебного акта отсутствуют.

При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2008 по делу N А79-749/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.ЗАХАРОВА

Судьи

Ю.В.ПРОТАСОВ

В.Н.УРЛЕКОВ