Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2008 N 58-Г08-16 Об оставлении без изменения решения Хабаровского краевого суда от 02.07.2008, которым удовлетворено заявление о признании незаконными п. 25 ст. 3 Закона Хабаровского края “О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ от 31.10.2007 N 149 и утв. им Методики в части расчета субвенции на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 сентября 2008 г. N 58-Г08-16

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Б. Хаменкова

судей Л.В. Борисовой и В.П. Меркулова

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащим закону и недействующим пункта 25 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 г. N 149 “О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ и утвержденную им Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и
попечительству (в части расчета субвенции на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью)

по кассационной жалобе Законодательной Думы Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 2 июля 2008 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

31 октября 2007 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон Хабаровского края N 149 “О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“.

Пунктом 25 статьи 3 данного краевого Закона органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Названным краевым Законом утверждена Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

Здесь и далее по тексту, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ имеет дату 19.05.1995, а не 09.05.1995.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим п. 25 ст. 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 г. N 149 “О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ и утвержденную им Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (в части расчета субвенции на выплату единовременного пособия при
передаче ребенка на воспитание в семью), ссылаясь на то, что названные нормы противоречат нормам ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, ст. ст. 3, 4, 4.1 Федерального закона от 09.05.1995 г. N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“.

Решением Хабаровского краевого суда от 2 июля 2008 года постановлено: удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.

Признать недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 25 статьи 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 г. N 149 “О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ и утвержденную им Методику расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (в части расчета субвенции на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью).

Сообщение о данном решении опубликовать в газете “Приамурские ведомости“.

Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия Российской
Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Анализ преамбулы и ст. ст. 3, 4, 4.1 Федерального закона от 09.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей в Российской Федерации“ свидетельствует о том, что единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, как мера материальной поддержки материнства, отцовства и детства, является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субвенций.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по назначению и выплате государственного единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и не предоставлено право передачи этих полномочий органам местного самоуправления в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно, поскольку положения оспариваемых норм, предусматривающие передачу органам местного самоуправления полномочий по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, а также, утвержденная названным краевом Законом Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (в части расчета субвенции на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью) противоречат федеральному законодательству.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.

Суд проанализировал нормы правовых актов,
правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.

Несостоятельными являются ссылки на нормы бюджетного законодательства и доводы о том, что Правила предоставления в 2007 году субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 847, регулируют сходные отношения, так как эти Правила ограничены сроком действия (2007 год) и, более того, указанные нормативные правовые акты не регулируют вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 2 июля 2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательной Думы Хабаровского края - без удовлетворения.