Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 04.09.2008 N 11216/08 по делу N А73-13867/2007-63 Объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную, относятся к объектам жилищного фонда, которые упомянуты в приложении N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, и обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона. Отсутствие некоторых документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, не освобождает администрацию от выполнения обязанности по принятию спорных объектов.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 сентября 2008 г. N 11216/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Дедова Д.И., Локтенко Н.И., рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации города Хабаровска (680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 66) о пересмотре в порядке надзора решения от 08.02.2008 по делу N А73-13867/2007-63 Арбитражного суда Хабаровского края, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008, постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008 по тому же делу,

установил:

Администрация города Хабаровска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о
признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю (далее - территориальное управление) от 14.11.2007 N 1704 “О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением “Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть“, в собственность муниципального образования “Городской округ “Город Хабаровск“. В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ФГУ “Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть“.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 08.02.2008, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 и постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель - администрация просит обжалуемые судебные акты отменить, указывает на нарушение ее прав и законных интересов, полагая, что судами не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам применения положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, изложенная в определении от 04.12.2007 N 828-О-П, и неправильно применены нормы законодательства, определяющие порядок передачи объектов жилищного фонда при разграничении полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, не исследованы фактические обстоятельства дела, касающиеся соблюдения порядка оформления передачи и вопросов, связанных с земельными участками, на которых расположены спорные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, установленных статьей 304 Кодекса.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив судебные акты и приведенные заявителем доводы, пришла к заключению о том, что не имеется оснований, установленных статьей 304 Кодекса, для передачи дела
в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Как установлено судебными инстанциями, согласно оспариваемому распоряжению территориального управления из федеральной собственности в собственность муниципального образования “Городской округ “Город Хабаровск“ передаются жилые дома с принадлежащими инженерными коммуникациями, находящиеся по указанным в распоряжении адресам, ранее закрепленные на праве оперативного управления за названным государственным учреждением.

Исследовав фактические обстоятельства дела с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу о необходимости учета волеизъявления сторон при осуществлении мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что спорные объекты, подлежащие передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность, относятся к упомянутым в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 объектам жилищного фонда, и обязанность принятия их в муниципальную собственность возложена на муниципальное образование в силу закона.

Суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости наличия документов, оформленных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, при принятии уполномоченным федеральным органом решения о передаче объектов, находящихся в федеральной собственности, в собственность муниципального образования, однако отсутствие некоторых документов не освобождает администрацию от выполнения обязанности по принятию спорных объектов.

Суд установил, что лицом, за которым ранее недвижимое имущество было закреплено на праве оперативного управления, было дано согласие на его передачу в муниципальную собственность.

Доводам администрации о том, что оспариваемый ненормативный акт не содержит сведений о земельном участке, на котором расположены жилые дома, судебными инстанциями дана правовая оценка, исходя из того, что обязанность принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда законодательством возложена на администрацию, а вопрос о земельных участках, занятых спорными объектами,
подлежит разрешению в соответствии с нормами законодательства, регулирующего вопросы землепользования при изменении собственника объекта недвижимого имущества.

Иные доводы заявителя, связанные с фактическими обстоятельствами передачи спорных объектов, были исследованы судебными инстанциями, которые пришли к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным.

Анализ доводов заявителя показал, что не имеется оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А73-13867/2007-63 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказать.

Председательствующий судья

В.Б.КУЛИКОВА

Судья

Д.И.ДЕДОВ

Судья

Н.И.ЛОКТЕНКО