Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 01.09.2008 N 7124/08 по делу N А23-1353/07А-18-95 Дело по заявлению о признании незаконным отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство здания передано для пересмотра судебных актов в порядке надзора, так как при наличии действующего архитектурно-планировочного задания и кадастрового плана земельного участка градостроительный план для получения разрешения на строительство не требуется.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2008 г. N 7124/08

О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Дедова Д.И., судей Локтенко Н.И., Полубениной И.И. рассмотрел в судебном заседании заявление от 14.05.2008 индивидуального предпринимателя Осиной Л.В. о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.02.2008 по делу N А23-1353/07А-18-95 Арбитражного суда Калужской области.

Суд

установил:

индивидуальный предприниматель Осина Л.В. (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Калуги (далее - управление) от 26.02.2007 в выдаче разрешения на
строительство торгово-офисного здания по адресу: г. Калуга, ул. Суворова, район дома N 142.

Решением Арбитражного суда Калужской области от 16.08.2007 в удовлетворении требований заявителя отказано. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением суда кассационной инстанции от 22.02.2008 указанные судебные акты оставлены без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций предприниматель просит отменить постановление суда кассационной инстанции как нарушающее единообразие в применении и толковании арбитражными судами норм материального права о градостроительной деятельности.

Изучив материалы дела и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделал вывод о том, что настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением городского головы городского округа “Город Калуга“ (далее - администрация) от 28.07.2003 N 4053-р с учетом изменений, внесенных распоряжением от 05.05.2006 N 3113-р утвержден акт о выборе земельного участка, с установлением границ земельного участка и предварительно согласовано место размещения торгово-офисного здания магазина в виде пристройки к жилому дому по адресу: город Калуга, улица Суворова, дом N 142. Указанным распоряжением на предпринимателя также была возложена обязанность разработать проектную документацию согласно архитектурно- и инженерно-планировочным заданиям, утвержденным управлением.

16.04.2004 управлением утверждено архитектурно-планировочное задание на строительство, в соответствии с которым предпринимателем подготовлен рабочий проект здания.

В отношении рабочего проекта здания 03.07.2006 предпринимателем получено положительное сводное заключение государственной экспертизы на строительство.

В соответствии с протоколом от 01.03.2006 собрания собственников помещений дома N 142 по улице Суворова строительство здания одобрено.

В
соответствии с распоряжением администрации от 01.09.2006 N 7332-р предпринимателю на 3 года предоставлен в аренду земельный участок для строительства здания и заключен договор аренды от 01.09.2006 N 130/06, зарегистрированному в установленном порядке. К договору приложен кадастровый план земельного участка от 27.06.2006.

Предприниматель 14.09.2006 обратился в управление с просьбой выдать градостроительный план земельного участка. Данное обращение оставлено управлением без ответа.

Предприниматель 06.02.2007 обратился в управление за разрешением на строительство здания, представив все указанные выше документы.

Письмом от 26.02.2007 со ссылкой на положения части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) управление отказало предпринимателю в выдаче разрешения в связи с отсутствием в представленных документах градостроительного плана земельного участка и схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом.

Отказ признан судами соответствующим действующему законодательству по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 191-ФЗ) до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“, правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, проводят проверку соответствия
проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно-планировочному заданию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 (далее - постановление N 840) утверждена форма градостроительного плана. Учитывая, что обязанность по предоставлению градостроительного плана для получения разрешения на строительство возникает с 27.11.2006 - даты введения в действие Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, судами сделан вывод о том, что на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство (06.02.2007), у заявителя уже возникла обязанность по предоставлению градостроительного плана для получения разрешения на строительство.

Однако судами не учтено следующее. В соответствии с пунктом 11 статьи 48 Кодекса 11 градостроительный план земельного участка является одним из условий подготовки проектной документации на строительство. Как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 8, части 5 статьи 41, части 6 статьи 43 и статьи 44 Кодекса градостроительный план выдается на основе выполненных работ по территориальному планированию и межеванию территорий, содержит сведения о границах земельного участка и минимальных отступах от границ, зонах действия публичных сервитутов, о технических условиях подключения объектов, расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и культурного наследия.

Аналогичное значение и содержание, что и градостроительный план имеет архитектурно-планировочное задание в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации“ (далее - Закон). Статья 2 Закона также указывает, что архитектурно-планировочное задание представляет собой комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия
его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются документы, удостоверяющие право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

В соответствии с выданным архитектурно-планировочным заданием предприниматель совершил действия по разработке рабочего проекта здания, формированию земельного участка, организации проведения комплексной государственной экспертизы, получения иных необходимых разрешений.

Частью 2 статьи 4 Закона N 191-ФЗ прямо предусмотрено, что предоставление градостроительного плана земельного участка не требуется для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что положения подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ применяются к отношениям, возникшим после выдачи архитектурно-планировочных заданий и до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка.

Архитектурно-планировочное задание предпринимателю утверждено 16.04.2004, то есть до момента вступления в силу постановления N 840 (25.01.2006). Следовательно, требования заявителя по данному делу подлежали удовлетворению.

Иное толкование подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации“ может повлечь возложение на предпринимателя чрезмерного бремени повторно совершить действия, необходимые для получения разрешения на строительство здания.

Данный вывод подтверждается судебной практикой Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (постановление от 14.01.2008 по делу N А56-5270/2007), Федерального арбитражного суда Уральского округа (постановление от 05.12.2006 по делу N А76-5983/2006, постановление от 27.10.2006 по делу N А76-5984/2006).

Выводы,
содержащиеся в оспариваемых судебных актах соответствуют судебной практике Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа (постановление от 30.06.2008 по делу N А17-3586/2007).

При названных обстоятельствах в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А23-1353/07А-18-95 Арбитражного суда Калужской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Калужской области от 16.08.2007, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2007 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.02.2008 по тому же делу.

2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.

3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 10 октября 2008 г.

Председательствующий судья

Д.И.ДЕДОВ

Судья

Н.И.ЛОКТЕНКО

Судья

И.И.ПОЛУБЕНИНА