Решения и определения судов

Определение ВАС РФ от 01.09.2008 N 8498/08 по делу N А26-3935/2007 В передаче дела по заявлению о признании недействительным постановления главы самоуправления города об утверждении проекта границ предоставления в аренду земельного участка для застройки микрорайона для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку в нарушение требований действующего законодательства названный участок предоставлен предприятию без проведения аукциона.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 сентября 2008 г. N 8498/08

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ

ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Дедова Д.И. и судей Борисовой Е.Е., Полубениной И.И. рассмотрел в судебном заседании заявления главы Петрозаводского городского округа и муниципального унитарного предприятия “Управление капитального строительства города Петрозаводска о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2008 по делу N А26-3935/2007 Арбитражного суда Республики Карелия,

Суд

установил:

заместитель прокурора Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным постановления главы самоуправления города Петрозаводска от 10.01.07 N 17 “Об утверждении
проекта границ и предоставлении в аренду МУП “УКС города Петрозаводска“ земельного участка для застройки микрорайона N 5 жилого района “Древлянка-2“.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, муниципальное унитарное предприятие “Управления капитального строительства города Петрозаводска“.

Решением суда первой инстанции от 24.09.07 прокурору отказано в удовлетворении заявления.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.12.07 решение суда оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2008 указанные судебные акты отменены, заявленные требования удовлетворены.

В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель просит отменить оспариваемые судебные акты, считая, что оспариваемыми судебными актами нарушено единообразие в применении и толковании норм материального права о предоставлении земельных участков для целей строительства.

Изучив содержание заявления и оспариваемых судебных актов, материалы дела, суд не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.

Судами установлено следующее.

Постановлением Совета Министров КАССР от 30.04.1964 N 248 Петрозаводскому горисполкому были переданы функции единого заказчика по жилищно-гражданскому строительству г. Петрозаводска.

В соответствии с Решением исполнительного комитета Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 27.10.1988 N 657 управлению капитального строительства горисполкома (далее - управление) отведен земельный участок площадью 20,5 га для проектирования микрорайона N 5 и окаймляющих его улиц в жилом районе “Древлянка-2“ на 6 тыс. человек населения с общей площадью квартир 112,6 тыс. кв. м с размещением расчетного количества детских дошкольных и школьных учреждений, предприятий общественного питания, торговли, культурно-бытового обслуживания и ЖЭК. Данным решением на управление возложена обязанность
по подготовке проектно-сметной документации.

На основе данных документов судами сделан вывод об отводе (выборе) земельного участка.

29.11.2005 исполняющим обязанности главного архитектора г. Петрозаводска утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта планировки территории микрорайона.

В соответствии с постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 10.01.2007 N 17 “Об утверждении проекта границ и предоставлении в аренду МУП “УКС г. Петрозаводска“ земельного участка для застройки микрорайона N 5 жилого района “Древлянка-2“, которое оспаривается по данному делу, утвержден проект границ земельного участка из земель поселений, расположенного в кадастровом квартале 10:01:12 01 24 по адресу: город Петрозаводск, район “Древлянка-2“, общей площадью 16,3 гектара кв. м для проектирования и строительства микрорайона N 5 жилого района “Древлянка-2“. Указанный земельный участок предоставлен предприятию в аренду сроком на пять лет. Предприятию также предписано в двухнедельный срок оформить земельно-правовые документы в администрации города Петрозаводска и получить разрешение на строительство.

В соответствии с распоряжением главы самоуправления города Петрозаводска от 13.03.2007 N 125-р решено провести публичные слушания по проекту планировки жилого района.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта на аукционе. Комплексное освоение в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Согласно пункту 15 статьи 3 Федерального закона от
25.10.01 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ (далее - Закон N 137-ФЗ) до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:

соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;

соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.

До 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, в связи с непроведением торгов при предоставлении земельного участка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о нарушении порядка предоставления земельного участка для целей комплексного жилищного строительства, исходя из того, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при комплексном освоении земельного участка для целей жилищного строительства, предоставление земельного участка путем проведения аукциона является обязательным требованием, несмотря на то, что определенные действия по комплексному освоению земельного участка (подготовка документации по планировке территории) муниципальным образованием уже
осуществлены за свой счет. Исключения из общего правила, установленные пунктом 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, в данном случае не применяются, поскольку публичные слушания по проекту застройки микрорайона, которым определяются места размещения объектов строительства, были проведены в 2007 году, то есть после 1 октября 2005 года.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А26-3935/2007 Арбитражного суда Республики Карелия для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.03.2008 по тому же делу отказать.

Председательствующий судья

Д.И.ДЕДОВ

Судья

Е.Е.БОРИСОВА

Судья

И.И.ПОЛУБЕНИНА