Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.06.2008 N 74-Г08-30 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20.03.2008 об удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) “Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“ от 07.04.1994 N 152 и от 27.01.1995 N 23.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июня 2008 г. N 74-Г08-30

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Борисовой Л.В. и Меркулова В.П.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу В. на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2008 года об удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 1994 года N 152 “Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“ и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 января 1995 года N 23 “О дополнениях к Положению о государственных
вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

В. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 1994 года N 152 “Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“ и постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 января 1995 года N 23 “О дополнениях к Положению о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“.

В обоснование заявления указал, что является первооткрывателем трех месторождений алмазов, однако за выявление этих месторождений выплата вознаграждения ему не произведена. Ему решением Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2006 года отказано в иске к Правительству Республики Саха (Якутия) о праве на государственное вознаграждение за открытие месторождения алмазов трубки “Дачная“. При этом, основанием к отказу послужили оспариваемые нормативные правовые акты, устанавливающие размерность месторождений по запасам и содержание полезного компонента как необходимые условия для выплаты вознаграждения за открытие месторождения полезных ископаемых. Названные акты приняты Правительством Республики Саха (Якутия) в порядке опережающего правового регулирования. Иное правовое регулирование по данному вопросу установлено Правительством Российской Федерации в связи с принятием им постановления от 26 декабря 1995 года N 1383 “О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых“.

Решением Верховного
Суда Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2008 года заявление удовлетворено. Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 1994 года N 152 “Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“ и от 27 января 1995 года N 23 “О дополнениях к Положению о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“.

В кассационной жалобе В. просит о частичной отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из дела видно, что Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление от 7 апреля 1994 года N 152 “Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“, постановление введено в действие с момента его принятия.

Данное постановление является нормативным правовым актом Республики Саха (Якутия). Оно не публиковалось в средствах массовой информации, а было обнародовано путем рассылки почтовыми отправлениями тем юридическим лицам, которые осуществляют пользование недрами в Республике Саха (Якутия).

Этим постановлением утверждено Положение о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр, поименованное как приложение N 1, а всего имеется 9 приложений к оспариваемому постановлению.

В разделе 1 названного Положения указано, что это Положение разработано в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) “О недрах“ и применяется к правоотношениям, связанным с открытием и переоценкой месторождений всех видов минерального сырья, имеющих промышленное значение, в том числе металлических полезных ископаемых, жидкостей, газов,
органических веществ или горных пород, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей в минеральном сырье, то есть к месторождениям полезных ископаемых, не относящихся к общераспространенным по Республике Саха (Якутия). Положением определены виды и размеры государственных вознаграждений, а также круг лиц, имеющих право на вознаграждение, порядок назначения и источники финансирования государственного вознаграждения.

В приложении N 2 к постановлению от 7 апреля 1994 года N 152 содержится характеристика групп месторождений (в зависимости от размера и качества полезного ископаемого, экономических и других условий их промышленного использования).

В приложении N 3 приведен Перечень полезных ископаемых, дефицитных для Республики Саха.

Приложение N 4 содержит Перечень ценных участков недр и размеры государственного вознаграждения за их открытие.

Приложение N 5 представляет собой форму Заявки об открытии месторождения полезного ископаемого или ценного участка недр, подаваемой в Государственный комитет по геологии Республики Саха (Якутия) для регистрации месторождения.

Приложение N 6 - это Справка о регистрации заявки на открытие месторождения полезного ископаемого или его прямых признаков, ценного участка недр.

Приложение N 7 - Список первооткрывателей месторождений полезных ископаемых для представления к награждению нагрудным знаком и свидетельством “Первооткрыватель месторождения“.

Приложение N 8 - Список лиц, представляемых к государственному денежному вознаграждению за участие в открытии (переоценке) месторождения полезного ископаемого.

Приложение N 9 - Диплом первооткрывателя месторождения полезного ископаемого.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 января 1995 года N 23 внесены дополнения к вышеприведенному Положению о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр.

Суд, принимая решение о признании названных нормативных правовых актов противоречащими федеральному законодательству и не действующими, обоснованно исходил из вывода о том, что они приняты с
превышением компетенции Правительства Республики Саха (Якутия).

Пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, законодательство о недрах находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

На уровне Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 “О недрах“ (с последующими изменениями, далее - Закон РФ “О недрах“), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Так, статьей 34 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 предусмотрено право лиц, выявивших признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, зарегистрировать указанный участок недр в органе управления государственным фондом недр или его территориальном подразделении. При подтверждении названным органом ценности указанных участков лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается денежное вознаграждение, порядок выплаты и размер которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

26 декабря 1995 года, во исполнение указанного Закона РФ, Правительством Российской Федерации принято Постановление N 1282, которым утверждено Положение о порядке выплаты денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых, действовавшее до
5 октября 2007 года.

Пунктом 1 названного Положения было закреплено, что оно определяет порядок выплаты и размеры государственного и поощрительного денежных вознаграждений за открытие и разведку полезных ископаемых, кроме общераспространенных полезных ископаемых. В пункте 14 Положения было указано, что Порядок выплаты и размеры вознаграждений за выявление общераспространенных полезных ископаемых определяются законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичные правовые нормы предусмотрены Правительством Российской Федерации в связи с принятием им Постановления от 5 октября 2007 года N 646 “О порядке выплаты и размерах поощрительного и государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона Российской Федерации “О недрах“.

Перечень общераспространенных полезных ископаемых по Республике Саха (Якутия), утвержденный совместным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации (N 438-р), Федерального горного и промышленного надзора России (N 24) и Правительства Республики Саха (Якутия) N 1202-р) от 25 сентября 2003 года, не содержит ссылки на те полезные ископаемые, за выявление месторождений которых оспариваемыми постановлениями Правительства Республики Саха (Якутия) установлена выплата государственного вознаграждения.

Таким образом, федеральным законодателем урегулирован вопрос о законодательном разграничении полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере.

Поскольку определение выплаты и размера вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых, не являющихся общераспространенными по Республике Саха (Якутия), отнесено к компетенции Российской Федерации, то субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по данному вопросу путем принятия оспариваемых постановлений Правительства Республики Саха (Якутия).

Суд, при принятии решения, правильно оценил компетенцию Правительства Республики Саха (Якутия).

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно определены судом и применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным.

Нельзя согласиться с доводом В. о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, признав не подлежащими применению оспариваемые нормативные правовые акты полностью, то есть со всеми приложениями, в то время, как заявитель оспаривал лишь неопубликованный вариант приложения N 2 к постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 апреля 1994 года N 152 “Об утверждении Положения о государственных вознаграждениях за открытие месторождений полезных ископаемых и ценных участков недр“ и Дополнение к Положению о государственных вознаграждениях за открытие месторождений.

Суд, при принятии решения, обоснованно исходил из того, что указанные акты (с приложениями) взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый нормативный правовой акт, принятый с превышением компетенции.

Судом не допущено нарушения норм материального и (или) процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания к отмене решения суда.

В силу изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 марта 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу В. - без удовлетворения.