Решения и постановления судов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2008 по делу N А39-4497/2007 Суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций, не являются формами учета и отчетности по валютным операциям, так как не признаны таковыми действующим законодательством.

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 февраля 2008 г. по делу N А39-4497/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 18.02.2008

Постановление в полном объеме изготовлено 26.02.2008

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.12.2007, принятое судьей Евдокимовой Н.А. по заявлению открытого акционерного общества “Сарансккабель“ о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия от 27.11.2007 N 89-07/77П, N 89-07/78П и N 89-07/79П о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании участвуют представители:

открытого акционерного общества “Сарансккабель“ - Федоренко Д.А. по доверенности от 13.02.2008 3542;

Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия - не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом - уведомление N 15570.

Выслушав представителя открытого акционерного общества “Сарансккабель“, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество “Завод “Сарансккабель“ (далее - ОАО “Завод “Сарансккабель“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление, административный орган) от 27.11.2007 N 89-07/77П, N 89-07/78П, N 89-07/79П, которыми оно привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное представление в уполномоченный банк подтверждающих документов и справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций с нерезидентом по экспортным контрактам.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.12.2007 заявление Общества удовлетворено и постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия от 27.11.2007 N 89-07/77П, N 89-07/78П, N 89-07/79П признаны незаконными и отменены.



Не согласившись с принятым судебным актом, Территориальное управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суда с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В судебное заседание административный орган явку своего представителя не обеспечил.

Представитель ОАО “Сарансккабель“ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указывая на отсутствие к этому правовых оснований.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Открытое акционерное общество “Завод “Сарансккабель“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021301064333, что подтверждается свидетельством серии 13 N 000585238 от 02.06.2005.

26.06.2006 ОАО “Завод “Сарансккабель“ (Поставщик) и совместное белорусско-литовское предприятие “Торимэкс“ (СП “Торимэкс“, Покупатель) (Минск, Республика Беларусь) заключили контракт N 259/ВЭС на поставку кабельно-проводниковой продукции на сумму 30,0 млн. руб. Наименование, количество и стоимость продукции указывались в спецификациях, прилагаемых к контракту, и составляющих его неотъемлемую часть. Валюта контракта и платежа - рубль Российской Федерации. Отгрузка продукции согласно условиям Инкотермс-2000 осуществляется на условиях DAF: граница России - Республика Беларусь. По согласованию сторон возможна поставка на условиях FCA: франко-перевозчик г. Саранск (самовывоз). Порядок оплаты: 15% стоимости - предоплата, оставшиеся 85% стоимости оплачиваются Покупателем в течение 15 календарных дней с даты отгрузки продукции со склада Продавца. Сроки поставки продукции оговариваются в каждой спецификации отдельно. Срок действия договора до 31.12.2007, в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.

03.08.2006 во исполнение обязательств по контракту от 26.06.2006 N 259/ВЭС ОАО “Завод “Сарансккабель“ на условиях самовывоза произвело отгрузку продукции СП “Торимэкс“ ООО по накладным от 03.08.2007 N 2/1463 - на сумму 6045 руб. 65 коп., N 2/1467 - на сумму 27014 руб. 55 коп. Данная продукция принята на учет СП “Торимэкс“ ООО 06.08.2007, что подтверждается заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 25.09.2007 N 47.

Справка о подтверждающих документах на суммы 6045 руб. 65 коп. и 27014 руб. 55 коп. оформлена ОАО “Завод “Сарансккабель“ датой 12.09.2007 г., фактически представлена в Саранский филиал ОАО Банк “Возрождение“ 12.10.2007, что подтверждается отметкой банка.

10.11.2006 и 28.11.2006 во исполнение своих обязательств по контракту от 26.06.2006 N 259/ВЭС ОАО “Завод “Сарансккабель“ на условиях самовывоза произвело отгрузку продукции СП “Торимэкс“ ООО по накладным от 10.11.2006 N 3/1275 на сумму 47510,0 руб., от 28.11.2006 N 1/2549 на сумму 21654,0 руб. Отгруженная продукция принята на учет СП “Торимэкс“ ООО 13.11.2006 и 04.12.2006, что подтверждается заявлениями о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 26.12.2006 N 56, от 25.01.2007 N 63.

Справка о подтверждающих документах на сумму 47510,0 руб. и 21654,0 руб. оформлена ОАО “Завод “Сарансккабель“ датой от 07.12.2006, фактически представлена в Саранский филиал ОАО Банк “Возрождение“ 12.10.2007, что подтверждается отметкой банка.

28.02.2007 во исполнение обязательств по контракту от 26.06.2006 N 259/ВЭС ОАО “Завод “Сарансккабель“ на условиях самовывоза произвело отгрузку продукции СП “Торимэкс“ ООО по накладной от 28.02.2007 N 3/206 на сумму 259827 руб. 14 коп., которую СП “Торимэкс“ ООО приняло на учет 02.03.2007, что подтверждается заявлением о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от 03.05.2007 N 10.

Справка о подтверждающих документах на сумму 259827 руб. 14 коп. оформлена ОАО “Завод “Сарансккабель“ датой 12.03.2007, фактически представлена в Саранский филиал ОАО Банк “Возрождение“ 12.10.2007, что подтверждается отметкой банка.

На основании удостоверения N 19 от 03.10.2007 сотрудники Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия провели плановую проверку соблюдения открытым акционерным обществом “Завод “Сарансккабель“ валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

По результатам проверки 12.11.2007 составлен акт, а также протоколы об административных правонарушениях N 09-03-21/86, N 09-03-21/87 и N 09-03-21/87 по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым Общество нарушило требование валютного законодательства по соблюдению установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

27.11.2007 руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынес постановления N 89-0-07/77П, N 89-07/78П и N 89-07/79П, которыми признал Общество виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 45000 руб., 50000 руб. и 50000 руб. соответственно.



Не согласившись с постановлениями Территориального управления о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Часть 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального учета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.

В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ Центральный банк РФ отнесен также и к органам валютного контроля.

При этом законодатель в части 5 статьи 4 вышеуказанного закона специально оговорил, что акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Проанализировав положения Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.2003 “О валютном регулировании и валютном контроле“ суд первой инстанции сделал вывод о том, что изданное Центральным банком Российской Федерации во исполнение обязанностей органа валютного контроля Положение от 01.06.2004 N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением указанных валютных операций“ необходимо рассматривать только как акт органа валютного контроля, за неисполнение которого не наступает административная ответственность, предусмотренная частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления резидентами Банком России на момент проверки не были установлены, что подтверждается письмом Центрального банка РФ от 26.07.2007 N 04-31-2/3178 “О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд пришел к законному и обоснованному выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку справки о документах, подтверждающих осуществление валютных операций, не являются формами учета и отчетности по валютным операциям, поскольку не признаны таковыми действующим законодательством.

Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности Территориальным управлением, суд признал его соблюденным.

Протоколы об административных правонарушениях составлены и постановления о привлечении к административной ответственности приняты уполномоченными должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия на основании статьи 23.60 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протоколы об административных правонарушениях составлены с участием законного представителя Общества, с разъяснением ему прав и обязанностей, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставлением права дать объяснения по обстоятельствам дела. Их содержание соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, копии документов вручались законному представителю Общества.

Постановления о привлечении к административной ответственности приняты без участия законного представителя Общества при надлежащем его извещении о времени и месте рассмотрения дела. Их копии были вручены принимавшим участие защитникам юридического лица.

Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене или изменению решения суда первой инстанции отсутствуют. Арбитражный суд Республики Мордовия всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Одновременно судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.

Апелляционная жалоба Управления признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства. Доводам Управления судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.12.2007 по делу N А39-4497/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Т.А.ЗАХАРОВА

Судьи

В.Н.УРЛЕКОВ

И.А.СМИРНОВА