Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 28.05.2008 N 60-Г08-3 Об оставлении без изменения решения Камчатского областного суда от 05.03.2008, которым отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Камчатского края N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“ от 10.12.2007.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 мая 2008 г. N 60-Г08-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу П. в своих интересах и в интересах У. на решение Камчатского областного суда от 5 марта 2008 года, которым заявителям отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителей Губернатора Камчатского
края - И. и Л., возражавших против жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской федерации

установила:

У. и П. обратились в суд с заявлением о признании Закона Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“ противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на то, что он принят с превышением компетенции законодателя субъекта Российской Федерации и с нарушением процедуры, предусмотренной Соглашением между Советом народных депутатов Камчатской области, Думой Корякского автономного округа и Губернатором Камчатского края от 24 июля 2007 года N 1. Статья 5 оспариваемого Закона края противоречит федеральному законодательству, поскольку позволяет включать в стаж работы лица, замещающего государственную должность Камчатского края, для установления ежемесячной доплаты к пенсии, все периоды трудовой деятельности. Подпункт 4 части 3 статьи 9 оспариваемого Закона противоречит части 2 статьи 9 и частям 1, 2 статьи 7 того же Закона.

Решением Камчатского областного суда от 5 марта 2008 года в удовлетворении указанного заявления отказано.

В кассационной жалобе П. просит об отмене решения суда как незаконного и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо принятии нового решения об удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.

Из дела видно, что Закон Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской
службы Камчатского края“ опубликован в газете “Официальные Ведомости“ от 11 декабря 2007 года N 162 - 165.

Из содержания статьи 1 указанного Закона Камчатского края следует, что настоящим Законом устанавливаются условия назначения ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края (далее - краевая гражданская служба), порядок установления их размеров, а также порядок исчисления стажа работы лица, замещающего государственную должность Камчатского края, и стажа краевой гражданской службы для установления ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет, а порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности краевой гражданской службы, устанавливается постановлением губернатора Камчатского края.

Согласно статье 2 данного Закона Камчатского края выплата ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности краевой гражданской службы, осуществляется за счет средств краевого бюджета и является расходным обязательством Камчатского края.

В соответствии со статьей 5 Закона Камчатского края “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“ в стаж работы лица, замещающего государственную должность Камчатского края, для установления ежемесячной доплаты к пенсии включаются все периоды трудовой деятельности.

Закон Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“ устанавливает дифференцированный подход в регулировании пенсионного обеспечения лиц, находящихся на гражданской службе.

Так, ежемесячная доплата к пенсии предусмотрена только лицам, замещавшим
государственные должности Камчатского края, а назначение пенсии за выслугу лет предусмотрено лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Камчатского края.

Таким образом, данный Закон Камчатского края определяет различия в статусе должностных лиц, в отношении которых осуществляет регулирование.

Указанный Закон Камчатского края не противоречит действующему федеральному законодательству по следующим основаниям.

На основании части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Пунктами “н“ и “ж“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской
Федерации“ условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется, но между тем, в части 4 статьи 2 данного Федерального закона указано, что правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Поскольку, в настоящее время не приняты федеральные законы, регулирующие вопросы, связанные с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации и обеспечением государственными гарантиями лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе пенсионным обеспечением, вывод суда о том, что Камчатский край как субъект Российской Федерации до принятия соответствующих федеральных законов вправе осуществлять законодательное регулирование в этой сфере, то есть устанавливать за счет собственных средств
порядок пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной службы субъектов Российской Федерации, предусматривая в его рамках различные виды социальных гарантий, в том числе пенсию за выслугу лет и доплату к трудовой пенсии, является обоснованным.

Установление в оспариваемом законе различных видов пенсионного обеспечения для лиц, замещающих государственные должности Камчатского края (ежемесячная доплата к пенсии) и для лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Камчатского края (пенсии за выслугу лет), в виду разных правовых статусов указанных лиц, основано на нормах федерального законодательства, которые также устанавливают различные условия и критерии для назначения ежемесячной доплаты или пенсии за выслугу лет, так, лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, устанавливается ежемесячная доплата к государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 “О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности в Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы“, а лицам, замещавшим должности федеральной государственной службы устанавливается пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 года N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“. Федеральный законодатель установил разный статус указанных должностных лиц и различия в их пенсионном обеспечении.

Таким образом, законодатель Камчатского края, принимая Закон Камчатского края N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“, реализовал, предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, право самостоятельно определять направления расходования
средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233 “О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 755 “О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 “О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих“, как верно указал в решении суд, установлена дифференциация лиц, получающих доплату к государственным пенсиям.

Так, предусмотрены доплаты к государственным пенсиям для лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации, ее размер зависит от срока замещения государственной должности, а также предусмотрены доплаты к государственным пенсиям для лиц, замещавших должности государственной федеральной службы, а ее размер зависит от стажа государственной службы.

В вышеназванных нормативных правовых актах указаны лишь периоды работы в определенных должностях для включения их в стаж для назначения доплаты к пенсии лиц, замещавших должности государственной службы.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233 если при перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии будет установлено, что лицо замещало государственную должность Российской Федерации менее срока, дающего право на установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии, а лицо, замещавшее должность федеральной службы, не имеет необходимого стажа государственной службы для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии, то ежемесячная доплата к государственной пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной
доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения) по соответствующей государственной должности.

Оспариваемым Законом Камчатского края также предусмотрено условие назначения ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края. Так, согласно статье 3, лица, замещавшие государственные должности Камчатского края, за исключением лиц, освобожденных от замещаемой государственной должности Камчатского края за виновные действия, имеют право на установление ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ (далее - пенсия), при возникновении права на назначение пенсии и в случае, если они замещали государственные должности Камчатского края не менее 12 полных месяцев непосредственно перед освобождением от замещаемой должности.

Таким образом, для назначения доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Камчатского края, необходим факт замещения такой должности, причем сроком не менее 12 полных месяцев непосредственно перед освобождением от замещаемой должности.

Суд проверил и признал ошибочным довод заявителей о том, что статья 5 оспариваемого Закона Камчатского края противоречит Положению об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233, указав, что такое утверждение не основано на законе.

Также несостоятельным суд признал довод о нарушении процедуры принятия закона, предусмотренной “Соглашением о порядке принятия законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края Советом народных депутатов Камчатской области и Думой Корякского автономного округа“ от 24 июля 2007
года N 1.

Согласно пункту 1 данного Соглашения, Совет народных депутатов Камчатской области и Дума Корякского автономного округа, осуществляя законодательную деятельность, со дня образования Камчатского края и до дня завершения формирования Законодательного Собрания Камчатского края первого созыва в правомочном составе в пределах своих полномочий разрабатывают и принимают законы и иные нормативные правовые акты Камчатского края, в том числе в соответствии с утвержденным совместным планом работы законодательных (представительных) органов государственной власти Камчатской области и Корякского автономного округа.

На основании пунктов 7, 8 упомянутого Соглашения проекты законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края рассматриваются Советом народных депутатов Камчатской области и Думой Корякского автономного округа раздельно на своих заседаниях в порядке, установленном регламентами Совета народных депутатов Камчатской области и Думы Корякского автономного округа. Названные органы на своих заседаниях рассматривают идентичные тексты проектов законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края и приложенных к ним документов.

Закон или иной нормативный правовой акт Камчатского края считается принятым, если за его принятие проголосовало большинство от установленного числа депутатов соответственно Совета народных депутатов Камчатской области и Думы Корякского автономного округа.

Решение о принятии закона или иного нормативного правового акта Камчатского края оформляется постановлением каждого из указанных в настоящей части законодательных (представительных) органов государственной власти.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в том числе постановлений Совета народных депутатов Камчатской области от 7 декабря 2007 года N 2517 “О проекте закона Камчатского края “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“ и Думы Корякского автономного округа от 7 декабря 2007 года N 25/425
“О Законе Камчатского края “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“, а также представленного в заседание Судебной коллегии представителями Губернатора Камчатского края, исследованного и оцененного по правилам главы 6 ГПК РФ, Протокола заседания Совета народных депутатов Камчатской области от 7 декабря 2007 года, процедура принятия оспариваемого Закона Камчатского края была соблюдена.

В ходе разбирательства по делу не нашел своего подтверждения и довод заявителей о противоречии пункта 4 части 3 статьи 9 оспариваемого Закона Камчатского края частям 1 и 2 статьи 7, части 3 статьи 8, части 2 статьи 8 того же Закона.

Таким образом, вывод в решении суда о том, что оспариваемый Закон Камчатского края от 10 декабря 2007 года N 710 “О пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Камчатского края и должности государственной гражданской службы Камчатского края“ принят в пределах полномочий органов государственной власти Камчатского края, с соблюдением установленной процедуры, не содержит внутренних противоречий и не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, является правильным, основан на анализе действующего законодательства, мотивирован, соответствует требованиям закона.

Нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Не находя оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь статьями 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Камчатского областного суда от 5 марта 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. в своих интересах и в интересах У. - без удовлетворения.